Гоа — это не остров!

История туризма в Гоа началась в середине 70 годов, когда в штат со всего мира стали стекаться представители «золотой» молодежи того времени, хиппи, привлеченные колоритом индийской культуры и мягким климатом Гоа. Хотя туристами, в современном понимании этого слова, хиппи середины 70-х назвать сложно. Часто в Индию они отправлялись пешком из Европы через Иран, Афганистан, Пакистан, не имея ни денег, ни точных карт, пользуясь попутным транспортом, тратя на дорогу около месяца и больше. Они собирались вместе, слушали музыку, танцевали, купались, принимали ЛСД, безмятежно проникаясь спокойствием диких пляжей. Путешествие в Гоа плавно перетекало в путешествие по всей Индии, затем Юго-Восточная Азия, и затем следы «первооткрывателей 70-х» терялись в Австралии или в горах Гималаев. Некоторые из них оставались в Гоа жить, сооружая бунгало из пальмовых листьев и бамбука. Увлекаясь различными восточными культами, практикой йоги, они годами не покидали гостеприимных побережий. Некоторые хиппи, оставшиеся в Гоа, даже заслужили почетный духовный титул «баба», что значит «просвещенный», то есть человек, который путем долгих духовных практик достиг высоких результатов в познании себя и мира.

И сегодня в Гоа можно встретить пожилых людей, одетых в стиле 70-х, которые хорошо помнят, как выглядел Гоа в расцвет движения хиппи. По их мнению, здесь изменилось немного, разве что турист стал «более курортным», то есть приезжающим на короткий срок и исключительно для отдыха, а не ради духовного поиска, как это делали они когда-то. В их воспоминаниях звучат нотки ностальгии о былом ощущении братства, о дружных коммунах, от которых теперь не осталось и следа. «Однако, самое прекрасное - это здесь и сейчас», - отмечают они, потягивая свежевыжатые соки в популярном уже несколько десятков лет «Juice centre» в Чапора.

Лучшее время для посещения Гоа - с октября по март. В остальные месяцы идут дожди, сильно повышается влажность воздуха, вода в море становится желтой от песка и ила, принесенных сточными водами. Туристическая жизнь в Гоа замирает, и даже некоторые местные уезжают на север Индии, менее подверженный влиянию муссонного климата.

Гоа сегодня - это десяток деревень на побережье Аравийского моря, в которых кипит культурная жизнь. Здесь распространена шутка: «Гоа - это не остров!». Чартерные рейсы, доставляющие туристов прямиком в аэропорт Гоа, могут создать иллюзию, что это небольшой прекрасный остров, где хорошо и весело. Действительно, Гоа это не остров, а индийский штат, хотя и достаточно маленький. Условно Гоа делится на северное и южное. И если южное Гоа хорошо известно своими фешенебельными отелями и дорогими ресторанами, то северное Гоа - это мир «дикого» туриста с недорогими гестхаусами, кафе и местами для кемпинга. Именно северное Гоа более популярно среди молодежи, которая огороженным территориям первоклассных отелей предпочитает свободу выбора.

Отдых в Гоа проходит в движении в прямом смысле этого слова. Утро может начаться в Чапоре за стаканом свежевыжатого сока, затем отдыхающие разъезжаются по пляжам, вечером - ужин, возможно, в другом конце Гоа, и, наконец, пати с транс музыкой под открытым небом, собирающие в пик туристического сезона до 1000 человек. Многие кафе работают здесь круглосуточно, практически всегда есть выбор, куда поехать, где провести вечер или ночь. Наличие выбора - это, пожалуй, самое главное преимущество отдыха в Гоа. Никто здесь не закреплен ни за конкретным пляжем, ни за конкретным отелем.

Для таких перемещений удобно арендовать скутер или мотоцикл, что, впрочем, все и делают. В сутки скутер обойдется приблизительно в 200 индийских рупий (150 рублей), а мотоцикл чуть дороже. Хотя цены на бензин здесь приблизительно в два раза выше российских, но из-за коротких расстояний полного бака может хватить на неделю. Для индийской дорожной полиции турист за рулем мотобайка - излюбленный нарушитель. У туриста либо нет международных прав, либо нет шлема, но зато есть деньги, чтобы платить высокие штрафы. Из таких историй туристы выпутываются, кто как может: кто-то говорит, что везет в больницу умирающего друга, кто-то спешит в аэропорт, кто-то выворачивает пустые карманы: «Денег нет, отпустите, пожалуйста!» А кое-кто просто игнорирует призыв полицейского, пытаясь объехать кордон на скорости по обочинам и оврагам. Подходят различные варианты для общения с дорожной полицией, но если все же ни один не прошел, и полиция настаивает на штрафе, то здесь уместно поторговаться и сбить сумму с 1000 рупий до 100 - классическая схема в Индии.

Если говорить конкретнее об особенностях тех или иных мест «дислокации» туристов, то в первую очередь следует отметить Арджуну. Это центр жизни в Гоа. Здесь самые свежие новости, здесь находятся два популярных ночных клуба «Дольче вита» и «Парадиз», здесь оживленный пляж и по средам проводится «Арджуна маркет», на котором можно купить индийские сувениры, одежду, серебро, музыкальные диски и многое другое.

Пляж Арамболь - это полная противоположность Арджуне по атмосфере и местоположению. Это практически крайняя северная точка Гоа в 30 км от Арджуны. Здесь царит атмосфера покоя, здесь нет оживленного движения, зато есть длинный пляж и много уютных кафе на побережье, где вечерами устраивают этнические концерты.

В Чапоре нет собственного пляжа, зато есть центр, где выжимают разнообразные соки и делают милкшейки. Свежевыжатые соки можно пить и в любом другом заведении Гоа, но Чапора - общепризнанный фаворит в этом деле. Цены же здесь одни из самых низких. Практически каждый в Гоа раз в день посещает «Juice centre» в Чапоре.

Еще одно интересное место - это пляж Морджим, который находится приблизительно посередине между Арджуной и Арамболем. В Гоа Морджим называют «русской деревней». Около 80% туристов здесь русские. В деревне много русских кафе, предлагающих в меню на русском языке борщ, пельмени и блины. Русские стремительно осваивают просторы Гоа, и индийские торговцы старательно пополняют свой лексикон русскими словами «посмотри», «как дела» и «дешево», а русских вычисляют точно и издалека. Индийцы любят щедрых русских, которые долго не торгуются, а покупают много и основательно. «Гулять так гулять» - это о русских в Гоа. В других же частях Индии встреча с русским - большая редкость. Пляжи раскрученного Гоа привлекают наших соотечественников гораздо больше, нежели «неизвестность и бездна» другой Индии, простирающей свои «дебри» за границами понятного и веселого штата.

Не редкость в Гоа и русские, которые, однажды приехав отдохнуть на месяц или два, остались на несколько лет. Это особая каста наших соотечественников, их редко можно встретить на пляжах или в популярных клубах. Их кожа бледнее, чем могла бы быть, их мотоциклы с большим объемом двигателя, их дома находятся в удалении от моря. Иногда они арендуют на год большие дома, которые потом по комнатам сдают в аренду своим соотечественникам. Именно русские снизили дефицит сыра в Гоа, прочно заняв нишу производителей этого продукта из пакетированного индийского молока. Русские заняты и в ресторанном бизнесе. Последнее время «русское меню» популярно и востребовано. Раз в полгода они выезжают в Непал, чтобы там продлить свою индийскую визу, или же их виза давно просрочена, отчего пребывание в Индии становится сокровеннее. Ведь покинув Индию с просроченной на год или два визой, можно надолго лишиться возможности вновь увидеть золотые пески «острова Гоа».

Эволюция Гоа похожа на эволюцию других мест в мире, некогда диких и затерянных. В канун празднования 2007 года по индийскому государственному телевидению объявили, что лучшее место для отмечания Нового года в Индии - это Гоа. Нужно понимать менталитет индийца, воспринимающего сигналы сверху как призыв к действию... В конце декабря в Гоа приехало небывалое количество индийцев, которых западные туристы называют «локал пиплы», (от англ. local - местный). Индийский турист не всегда хорошо уживается с европейцами из-за своеобразного отношения к отдыху. На пляжах можно было увидеть большие группы индийских мужчин, с интересом рассматривающих отдыхающих европейцев, а точнее - европеек в купальниках. В Индии женщины не раздеваются публично, а если и купаются, то только в сари или в широких платьях. Интерес индийских мужчин часто подогревает алкоголь. И хотя открытые конфликты случаются крайне редко, европейцы, которые часто останавливались в Арджуне, в этом году покинули насиженные места и перебрались на другие пляжи Гоа. Арджуна же из центра культурной жизни Гоа превратилась в центр локализации индийских туристов.

Сегодня в Гоа нет дружных хипповских коммун и былого братства прежних посетителей Гоа. Теперь туристов здесь много, туристов самых разных. Но, безусловно, Гоа - это свобода выбора, свобода в организации своего отдыха и времени среди таких же людей, променявших сбалансированное расписание мероприятий организованного выезда по путевке на спонтанное и непредсказуемое времяпрепровождение в Гоа.