На все четыре стороны

Каждому хочется путешествовать "не как все". Пусть неосвоенных точек на карте почти не осталось, зато самые известные места можно увидеть по-новому. "Людям неинтересно просто перемещаться в пространстве, им хочется путешествовать во времени, — говорит Анастасия Дорошева, директор французской туристической кампании Stratagem Events, основанной четыре года назад выходцами из России и специализирующейся на индивидуальных путешествиях. — В прошлом году мы устроили в одном из парижских отелей новогодний бал — точную копию бала 1805 года, который Наполеон дал в честь Александра I. Были кареты, меню того приема, воспроизведенное кейтеринговой компанией Potel et Chabot, костюмы от кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, которые шились специально для известных исторических кинопостановок".

Event tours, "туры-события", становятся все более модным и массовым видом путешествий. "Каждый человек хочет получить что-то специально для себя — так в магазине сажают костюм по фигуре, — говорит об индивидуальном туризме Наталия Воробьева, генеральный директор компании "Натали Турс". — Это еще не индпошив, но уже не ширпотреб. То же самое и с путешествиями. Мы прилагаем целый набор опций, из которых клиент может выстроить мозаику индивидуального пребывания. Это вроде автомобиля: есть базовая комплектация, а есть тюнинг".

Вокруг света на пакетботе

Иногда важен не пункт назначения, а вид транспорта. Например грузовое судно. Сейчас любой романтически настроенный путешественник, готовый заплатить 100 евро в день за возможность обогнуть земной шар и посмотреть на океан через иллюминатор над самой ватерлинией, может заказать себе место на каком-нибудь контейнеровозе. Такие путешествия бронируются через учрежденные пароходствами агентства, лидер среди которых — немецкая компания Hamburg Sued (www.hamburgsued-frachtschiffreisen.de, тел. 49 403 705 25 93).

Пассажир может выбрать маршрут продолжительностью от десяти дней (достаточно, чтобы пересечь Атлантику) до трех месяцев (самый быстрый виток вокруг света). Наиболее удобные для европейца пункты отправления — Гамбург, Гавр, Лондон и Генуя, но в принципе начать путешествие можно в любом порту. Пассажиры живут в каютах площадью около 30 кв. м. Правда, уровень комфорта минимальный: большой метраж — единственная роскошь. В стоимость билета включено трехразовое питание в компании судовых офицеров. В распоряжении пассажиров напитки и сигареты по ценам duty free, тренажеры, маленький бассейн и… огромное количество свободного времени. Продолжительность стоянок в портах — от 10 до 24 часов, что позволяет пассажирам совершать самостоятельные, но короткие туристические набеги на города. По словам Бьорна Грабовски, отвечающего в пароходстве Hamburg Sued за туристические путешествия на торговых судах, пока только два россиянина были их клиентами, "хотя именно русские пассажиры могут встретить соотечественников среди членов экипажа лучших международных линий".

Внимание: розыгрыш

Но перемещение в пространстве не главное в event tours. Вместо экзотики места предлагается экзотика обстоятельств. Все более популярны путешествия по сценарию, разработанному и разыгранному туроператором совместно с клиентом. Часто подобные туры дарят друг другу супруги или влюбленные, и подарком становится не столько сам "турпродукт" (билеты, бронь отеля и т. д.), сколько каскад трогательных (но тем не менее тщательно спланированных) сюрпризов. Чтобы объясниться в любви в Париже, необязательно стоять на мосту и держать свою половину за руку в толпе американских туристов. Можно сделать так, чтобы в течение дня на глаза дорогому человеку как бы случайно попался городской автобус с его (ее) огромной фотографией на боку, потом повстречались уличные музыканты, невзначай напевающие ее (его) любимую песню, а вечером под окном гостиничного номера собралась бы целая толпа восторженных поклонников со свечами. Компания Stratagem Events (www.stratagem-events.com, тел. +33 140 137 454), в которой работают несколько бывших актеров, берется воплотить достаточно затейливые идеи своих клиентов. Однажды, например, на Лазурном Берегу пришлось прятать среди корзинок для пикника, заказанного одним русским предпринимателем для своей жены, коробку с бабочками. Все пять тысяч бабочек должны были внезапно взлететь одновременно с пробкой от шампанского.

Один день розыгрышей и сюрпризов в европейской столице стоит от 1000 евро; стоимость зависит от количества реквизита и числа участников. "Event-туризм сегодня на взлете", — говорит Дорошева. По ее словам, раньше каждый заказ был для фирмы "как гром среди ясного неба", а теперь компания принимает их каждый месяц. "На таких мероприятиях важно не познание, как в обычном путешествии, а неожиданное ощущение, — рассказывает один из участников "наполеоновского" бала, генеральный директор компании TopS Business Integrator Феликс Гликман. — У меня создалось впечатление настоящего праздника, из тех, о которых мечтаешь в детстве. Все эти костюмы, кареты... Я был переодет в Пьера Безухова, и все было как в сказке".

Арендовать музей

В условиях, когда роскошь побыть наедине с шедевром могут позволить себе только участники престижных аукционов, а чтобы попасть в знаменитый музей, приходится иногда отстоять многочасовую очередь, естественно было ждать появления новой услуги: индивидуального посещения картинных галерей. За право войти одному под свод Сикстинской капеллы или в одиночку погулять по садам Ватикана (с гарантией, что вы не встретите ни одного туриста в течение четырех часов), нужно будет заплатить римской компании Palazzi Service (www.palazzi.net, тел. + 39 687 09 21) около 3500 евро. Лучшие собрания Европы устраивают индивидуальные экскурсии в часы, когда для рядовых посетителей залы закрыты. В музее Прадо такую услугу можно забронировать по адресу visita.privada@prado.mcu.es и обойдется она в 3856 евро. Миланский отель Carlton Baglioni (http://www.baglionihotels.com) предлагает своим постояльцам еще более интересную услугу: посещение генеральной репетиции филармонического оркестра театра La Scala. Управляющий гостиницей Джованни Орацио Маккароне обещает клиентам, что они могут рассчитывать на ужин и беседу с главным дирижером театра, если у последнего нет других планов на вечер. Стоимость — 2300 евро на двоих, включая две ночи в junuior suite отеля. Возможны и еще более неожиданные знакомства: например, американский туроператор, специализирующийся на путешествиях по священным местам, Divine Travels (www.divinerevelation.org, divinetravels@aol.com) может организовать аудиенцию у далай-ламы, и стоит это порядка 1500 долларов.

По следам Шумахера

Радость от взятого напрокат Ferrari наверняка будет омрачена пробками и скоростными ограничениями на автострадах. Зато итальянская компания Puresport (www.puresport.it, тел. +39 0362 915 549) арендует под Миланом и Римом специальные автодромы, где устраивает заезды на машинах серий F3 и F1. Единственное отличие машин F1, управляемых профессиональным пилотом, от настоящих гоночных болидов — дополнительное место для пассажира. Машиной класса F3 можно управлять самостоятельно. За право войти в узкий круг тех, чья профессия — превышать скорость, придется заплатить от 350 до 3000 евро. Услуга набирает популярность на рынке индивидуальных путешествий. Генеральный директор "СП Бизнес Кар" Алексей Терещенко четвертый год ездит во Францию гонять на болидах "Формулы-1". "Это ни с чем не сравнимые ощущения, которые в повседневной жизни, тем более на обычном автомобиле, никогда не испытаешь. Поэтому я думаю, что поеду туда еще не раз, хотя удовольствие это не из дешевых".