Золото Вьетнама

В последнее время российские туристы уделяют гораздо меньше внимания так называемым "братским странам", как их именовали в недалеком прошлом. Вьетнам - одна из таких стран. После 1990 г. информация о "братском Вьетнаме" все реже и реже встречается на страницах российских газет и журналов. Между тем многие страны Запада, напротив, проявляют повышенный интерес к далекому государству, расположенному в юго-восточной Азии.

С чем это связано? Прежде всего с теми глубокими переменами, которые происходят во Вьетнаме начиная с 1986 г. и новым курсом реформ, который так разительно изменил облик разоренной непрерывными войнами страны, что многим не верится в реальность такого рода успехов. В доперестроечные времена нашему соотечественнику ничего не стоило получить почти бесплатную профсоюзную путевку и проехать весь Вьетнам от Ханоя до Хошимина, в то время как жители капиталистических держав испытывали сложности с получением виз.

Теперь же ситуация полностью изменилось: вьетнамские отели до отказа забиты англо- и франкоговорящими "бледнолицыми", которые стали непременным атрибутом и городских и сельских ландшафтов.

Тем не менее на улицах городов и на пляжах Вьетнама все еще можно встретить наших соотечественников. Внимание российского туриста, впервые попавшего в крупный вьетнамский город, захватывают прежде всего вело- и моторикши, велосипедисты, новенькие такси, обилие мотоциклов и мопедов, древние пагоды, современные высотные здания, трущобы, чрезвычайно интенсивное и плотное уличное движение (во Вьетнаме живет примерно 76 млн жителей), а также обилие " заморских" овощей и фруктов. Среди прочей восточной экзотики следует отметить и разбросанные повсюду "золотые лавки", которые в отличие от привычных нам ювелирных магазинов занимаются не только покупкой и продажей украшений из золота, серебра и драгоценных камней, но и простых, на первый взгляд невзрачных колечек, слитков или даже увесистых кусков ценного металла, на которых редко задерживается взгляд "бледнолицего туриста". Об этом аспекте деятельности "золотых лавок", видимо, следует рассказать подробнее. Дело в том, что вьетнамцы принципиально различают два типа золота: "золото бледнолицых", а именно привычное нам золото, из которого изготавливаются украшения промышленного типа, и так называемое "наше золото", то есть вьетнамское. "Вьетнамское" золото, в отличие от "обычного", почти не блестит, это мягкий желтый металл с особым матовым отливом. "Вьетнамское золото" - золото высочайшей пробы. Украшения из него встречаются чрезвычайно редко, по причине мягкости материала и отсутствия блеска. Однако это наиболее ценный товар во многих странах Азии, где капитал традиционно принято хранить в золоте. Обычно из такого золота изготавливаются колечки весом в один "чи", то есть в одну десятую азиатской унции "кэй" или "ланг", которая составляет 37,301 грамма. Эти колечки - не украшение, а в первую очередь способ вложения денег. В древности их нанизывали на нитки и носили за пазухой или на шее. В наши дни, как правило, хранят в укромном уголке или, если индивидуальный золотой запас невелик, носят на пальцах. Таким образом, среднестатистическая вьетнамская "кубышка" состоит из золотых колец с матовым отливом, а также разнокалиберных кусочков, пластинок или даже кусков благородного металла, которые в любой момент можно легально продать за полную стоимость государственному или частному предприятию, то есть "золотой лавке".

В "золотых лавках" можно поменять и валюту. Обилие и доступность такого сервиса оказывают благотворное влияние на экономику страны в целом, поскольку в таком случае курс национальной валюты (во Вьетнаме основная денежная единица - донг) привязан не к доллару, а к золоту, причем к золоту высшей пробы. Такая политика государства в данной сфере, наряду с другими мерами и инструментами регулирования экономики, способствует стабилизации курса донга и в отношении к доллару США. Кстати, во Вьетнаме вот уже пять лет инфляция не превышает нескольких процентов.

В последнее время государство стало продавать населению специальные золотые пластинки или слитки весом примерно в один "кэй" (37,5 г) с изображением дракона, пробы 9999 и собственным номером, которые в любое время можно обменять на деньги в любой государственной или частной компании, имеющей на это право. Причем, что особенно важно, без всякого жульничества со стороны государства. Данное обстоятельство заметно разнообразило содержимое кубышек как внутри страны, так и в ближнем вьетнамском зарубежье. Эти золотые изделия можно использовать также при расчетах между частными лицами и, разумеется, с государством, например, при покупке дома или земельного участка. Hередки случаи, когда при крупной сделке приходится в банке или той же "золотой лавке" продавать иностранную валюту, чтобы купить золото и уже после этого рассчитываться за покупку. Именно поэтому цены на серьезные товары, вроде земли, дома, машины и т.п. вьетнамцы между собой сразу указывают в "кэях" или "лангах". К примеру, этот дом стоит 400 "кэев", а вот мотоцикл - 5. И никаких тебе тысяч долларов или сотен миллионов донгов. Все просто и понятно. А отсутствие разного рода "HДСов" значительно облегчает контроль за движением золота на рынке. К сказанному выше следует добавить, что граждане СРВ также могут брать кредит в банке сразу золотыми слитками, а проценты выплачивать в донгах, причем процентная ставка на золотой кредит в среднем составляет 0,9% в месяц, а на денежный - 1,25%. У входа в "золотые лавки", как правило, вывешены таблички с ценами покупки и продажи "нашего золота", которые в целом мало отличаются от соседних магазинчиков. Курсы покупки и продажи золота, наряду с курсами основных валют, публикуются также во всех уважающих себя ежедневных газетах.

Подавляющее большинство "золотых лавок" - частные, но есть и крупные государственные компании, на плечи которых возложена роль регулирования данного сектора рыночной экономики. Отметим, что цены в государственных магазинах ненамного отличаются от частников.

Во Вьетнаме, так же, впрочем, как и в некоторых других странах Азии, золото является не только средством сохранения капитала, но и традиционным подарком, например на свадьбу, новоселье или иной семейный праздник. В этих случаях принято дарить не только золотые украшения, но и золотые картины - полотно из красного бархата с наклеенными на него объемными изображениями из золотой фольги 9999 пробы. Обычно такие картины делают на твердой основе и помещают в своеобразный стеклянный саркофаг, чтобы предохранить эти красивые и хрупкие изделия от пыли и пуха. Причем следует знать, какой сюжет соответствует данному конкретному празднику. Hапример, на свадьбу в основном дарят картину с изображением дракона и феникса, а на новоселье - четырех мчащихся коней. Почти всегда изображения животных и добрых духов, в соответствии с древней традицией, сопровождают выполненные из той же золотой фольги китайские иероглифы, в которых легко узнаются добрые пожелания и напутствия новорожденным, молодым, новоселам и прочим счастливчикам, которым предназначены такие красивые подарки.