Что делать в берлинском метро?
Да, метро может многое сказать о городе. И Берлин не исключение. Помимо технических характеристик, вроде глубины залегания, ширины путей, технической безопасности и шумоизоляции у метро есть свой дух, который отражает дух города. Да-да, именно дух города!
Итак, Вы прибыли в Берлин – поздравляю Вас! Куда дальше идет большинство людей с чемоданами? Правильно – в метро. Кольцевая и 11 линий? Это не про Берлин. А вот паутину из маленьких и больших линий – вот это Вам придется выучить или хотя бы научиться в этой паутине разбираться. Поверьте, Вы будете не единственным человеком, крутящим в руках карту. (Схема Берлинского метрополитена).
Что касается системы оплаты в Берлинском метро. Тетеньку в окошке вы никогда и нигде не увидите – везде стоят автоматы. Кинул денюжку – получил билетик. Сколько стоит? 2.10 евро. Одна поездка. Проездной на месяц для простого смертного без учета льгот и так далее стоит 67 евро – это на две центральные зоны метро. Есть еще третья зона, но это дальний пригород, и к нему относятся всего около 10 станций.
Но у такой цены есть один плюс – этим проездным Вы сразу оплачиваете и так называемые Метро-Бус и Метро-Трам. По-русски говоря – это трамваи и автобусы по городу. Все это объединено в единую транспортную сеть городских перевозок и по пред-«Берлинью».
Садиться в поезд надо внимательно – с одного пути поезда могут ехать абсолютно в разных направлениях. Об этом надо обязательно читать на электронном табло на платформе. Кстати, указывается и точное время прибытия поезда.
Количество населения. Сразу чувствуется что это не 15 миллионов жителей, а намного меньше. Понятие «час пик» по версии любого москвича здесь вообще отсутствует. Забудьте о «каждые 40 секунд в час пик» и «каждые 5 минут поздно вечером». Поезда в 8 часов утра (вспомните свои ощущения в это время суток в общественном транспорте) ходят раз в 4 минуты, и в них всегда есть свободные места. Поначалу кажется, что едешь в Московском метро в час ночи. Неуютно становится. В 7 часов вечера на платформе в центре города может не быть ни одного человека! А после 8-9 часов вечера поезда ходят... раз в 11-15 минут! Лично мой мозг отказывается это воспринимать как норму бытия...
Как войти или выйти из вагона. Думаете, дверцы сами откроются вам навстречу? Как бы не так. Все подчиняется строгой и четкой политике энергосбережения и экономии. Дверца откроется только тогда, когда кто-то дернет за веревочку, в смысле – нажмет кнопочку на уровне пояса. Почему так низко? Чтобы людям с ограниченными физическими возможностями были реально до нее дотянуться. Тут, кстати, для них очень много всего сделано. На картах указано, на каких станциях есть лифты, поезда очень близко подходят в платформе, так что на коляске легко заехать, везде есть специальные сиденья. В этом европейцы далеко пошли вперед...
Станций тут много. Если Вы знаете схему Московского метрополитена, то поймете: между Октябрьской кольцевой и Шаболовской они бы запихнули еще как минимум три станции метро. Если Вы из Санкт-Петербурга, – пять станций. В общем, они через каждые два перекрестка. Если возле меня супермаркет и я говорю, что он «недалеко», то это значит, что он возле следующей станции метро. Если смотреть карту города, то от значков «U-Bahn» может зарябить в глазах.
Едем дальше. Особенность вандалов – помимо излюбленного разрисовывания окон они также... расписывают маркерами полы. И все. Ни слова на стенах. Мягкие (и часто даже с подогревом сиденья) никто не трогает. Так бы у нас... Правда, они отыгрались на некоторых платформах и разукрасили их. Но их раз-два и обчелся.
В общем и целом где-то через две недели шок от такого типа метро пропадает и постепенно привыкаешь к его особенностям и не воспринимаешь их как что-то инопланетное. Впрочем, человек такое существо, которое привыкает ко всему...