Другая Турция: Стамбул

Мы не являемся поклонниками пассивного туризма и традиционный пляжный отдых в Турции нас никогда не привлекал. Однако, Стамбул, судя по отзывам, обещал быть очень интересным местом, да и вполне доступным по цене авиа билетов и упрощенному получении визы. Нас привлекало сочетание огромного европейского мегаполиса и азиатской самобытности.

Итак, мы решили майские праздники (29.04.08-4.05.08) провести в Стамбуле. Билеты (Симферополь-Стамбул) купили за 1,5 месяца до поездки (300 дол).

Гостиницу хотели заказать через Инет, но за 3 недели заинтересовавшие гостиницы в центре ответили отсутствием свободных мест. Возможно, стоило посмотреть другие районы, но мы решили не терять времени и обратились в агентство. Там нам тоже не смогли подыскать гостиницу в центре, и поэтому мы согласились на отель в районе Беязит. Агентству мы заплатили по 100 дол за номер, хотя на сайте их оператора ADRIYATIK цена за двухместный номер была 80 дол в сутки. Ну должны же они были что-нибудь на нас заработать!

Бюджет поездки на 6 дней (5 ночей) на двоих, включая гостиницу и перелет, составил 2,5 тыс. дол. Не очень дешевый город, много денег ушло на питание (средний счет на двоих 50 дол), хотя можно было питаться намного дешевле в фастфудах. Вообще, мы не отказывали себе ни в чем. Привезли огромное количество на первый взгляд необходимых, а на поверку бесполезных вещей. Но ни о чем не жалеем, ведь с каждой вещью связаны прекрасные воспоминания. Такой уж город, город соблазнов, цветов и пряностей…

День 1. Приезд
Мы прилетели в Стамбул около 5 вечера, около 1 часа заняли все формальности – покупка визы и паспортный контроль. Еще минут сорок на такси (25 дол) и мы в гостинице.

Выйдя из машины, я была шокирована – узкие улочки с магазинами дешевой одежды, аппетитные запахи и огромное количество турок мужского пола. Это все производило двойственное впечатление, а турки очень напрягали своими пристальными взглядами. По началу, мне было очень от этого не уютно, но позже я поняла, что они совершенно безобидны и перестала обращать на них внимание. Возможно, они не были так навязчивы из-за присутствия моего мужчины рядом, но в принципе все люди, с которыми мне довелось пообщаться, были очень доброжелательными и не внушали никакого негатива. В очередной раз говорю себе, стереотипы обманчивы!

Гостиница. Мы остались удовлетворены. Небольшой номер, но все необходимое есть, включая фен, сейф и пустой (!!!) минибар, который тут же был затарен покупками из Дьютифри. Большое лобби на первом этаже, где в любой время дня и ночи можно было бесплатно попить чая или кофе. Небольшой но отличный спа-центр с тренажерным залом, бассейном, джакузи, сауной, парилкой и хамамом (работает до 23.00). Вход туда стоил 15 дол, плюс по желанию клиринг в хамаме (7 дол) и массаж (7 дол), хотя глядя на их сайт, мы обольстились, что бассейн должен быть включен в стоимость проживания в отеле. Но возможно, это к лучшему т.к. там всегда было безлюдно. По идее в этом месте должны были селиться челночницы т.ч. я представляю, что там могло происходить, если бы это удовольствие было бесплатным. Обслуживание не напрягало, убирали хорошо, полотенца поменяли два раза за 5 дней. После того как мы оставили в номере доллар нам даже постелили двуспальную постель (мы сдвинули 2 кровати). Шведский стол на завтрак состоял из большого разнообразия совершенно непонятных местных блюд (плюс к традиционным), было много сладостей, но почти ничего горячего. Наесться можно, но не сказать, что было что-то особо вкусное.

День 2. Султанахмет
Проснувшись и позавтракав, мы побрели по Диван-Йолу в сторону центра (можно сориентироваться по трамвайным путям). Город днем был шумным и ярким, но, одновременно там не было суеты и суматохи наших мегаполисов. Кстати, за все пребывание в 15-ти миллионном городе, нами не было замечено не одной пробки!!! Особенно умилила проезжающая мимо машина с немолодым турком слушающим громкую музыку, а именно всесоюзно известный хит "Черный бумер". По дороге, в туристическом офисе (буква "i" на синем фоне) мы взяли карту. Там были отмечены основные места, где нам предстояло побывать.

Первой на нашем пути оказалась цистерна Йеребатан, потрясающее подземелье, которое заполняет мистическое чувство чего-то потустороннего, полумрак, влага, освещение колон, прекрасная музыка. Там можно прекрасно спрятаться от жары, послушать музыку сидя в кафе, но мы спешили дальше..

Голубая Мечеть прекрасна, не хотелось уходить Оттуда и часами созерцать это воздушное сооружение.

Но конечно, Святая София превосходит ее по возвышенности и силе энергетики, которую ощущаешь внутри. Ни в одном другом храме, не чувствуешь так остро эту святость и сияние, какую-то особую торжественность, даже несмотря на уродливые рисунки поверх прекрасных византийских фресок. Поражает то, что зарисовать фрески турки догадались только через несколько сотен лет после завоевания Константинополя и предупредительно сняли копии, которые можно увидеть на 2-м этаже Святой Софии и в музее фресок. Как можно было в 19 веке решиться на такой вандализм не понятно, очень грустно.

Ужинали на мосту Галата. Еда там была неплохая, но ничего особенного. Намного больше нам понравилось валяться на креслах-подушках в баре расположенном на стороне моста, которая как бы смотрит внутрь на Золотой Рог, курить кальян, любуясь на закат и слушая пение муэдзина.

Этот прекрасный день мы закончили в спа-центре в гостинице, заказав себе полный комплекс процедур. Только ради хамама стоит ехать в Турцию! А наши растерзанные ноги были безмерно благодарны джакузи и массажу...

День 3. Босфор
С утра, мы направились вглубь района Байазит рассчитывая спуститься к Эминёну. По дороге осмотрели ворота в Стамбульский университет, за которыми скрывался прекрасный парк и строения университета. На территорию нас не пустили. Зашли посмотреть на мечеть Сулеймание. Мечеть не произвела впечатления, половина здания внутри была закрыта. На территории Сулеймании находится мавзолей Роксоланы и мы, конечно не прошли мимо усыпальницы нашей известной соотечественницы. Дальше по улочкам Рынка мы спустились к Египетскому Базару, где с удовольствием прогулялись, насладились яркими красками, запахами и колоритом восточного рынка. Я там купила себе красивую кашемировую шаль, хотя потом оказалось, что в районе Таксим это можно было сделать намного дешевле. Но невозможно уйти с Базара ничего не купив, да и должно же что-то остаться на память!

Египетский Базар выходит прямо к пристани Эминёну от куда на пароме можно сплавать по Босфору до самого Черного моря (самое удобное время отправления парома 13.30, туристические кораблики ходят чаще). Впечатления остались очень хорошие от дворцов, деревянных особняков и обветшалых зданий, маленьких пристаней и ресторанчиков. Именно плывя по Босфору понимаешь как огромен Стамбул, и в каком необыкновенном месте он находиться.

На многих остановках было желание сойти с парома и побродить по этим прекрасным местам, но все было оставлено на потом ради конечной остановки, деревушки Анадолу-Кавагы на азиатской части Босфора, где по рекомендации Афиши, были отличные рыбные ресторанчики. Действительно, ресторанчиков много, но не могу сказать, что кухня произвела впечатление. У нас в Севастополе рыбные рестораны не хуже, да и рыба вся та же (конечно, кроме дорады и себаса). Хотя вид и атмосфера были там замечательными. Просто хотелось бы побольше времени, что бы прогуляться там. Паром прибывает туда в 15.00 и в 17.00 возвращается обратно. Соответственно, если выйти раньше, то и времени на прогулку будет больше. Зато, наконец-то мы побывали в Азии!

На вечер у нас было запланировано мероприятие не имеющее отношения к Стамбулу, но особо значимое для моего молодого человека – просмотр матча Зенит-Бавария. Конечно, мы могли посмотреть его и в гостинице, но гораздо интересней было насладиться матчем в мультинациональной компании гостей города, предпочтительно немцев. Еще накануне мы заметили заведение, где транслировали матчи (Central Café на Диван-Йолу) мы зашли уточнить можно ли у них посмотреть матч и нас уверили, что будут нас ждать. Каково же было наше удивление, когда зайдя туда за полчаса до начала, мы услышали от недоуменных официантов, что трансляции у них не будет. После недолгих поисков среди туристических кафе мы нашли наргиле-кафе с большим экраном, где несколько турок играли в нарды. Мы очень озадачили их сообщением о том, что сегодня полуфинал Кубка УЕФА и они гостеприимно пообещали нам, что футбол мы можем посмотреть у них. Эти добрые люди не поленились достать программу и прошерстить все спортивные каналы (а у них было более 500 каналов спутникового телевидения) в поисках матча. Они долго совещались, пришли еще какие-то турки, которые тоже подключились к поиску матча, кто-то бегал за программой и еще куда-то. В итоге, они расстроено сообщили нам что того канала, по которому идет матч, у них нет и провели нас туда, где его можно посмотреть. Как же мы были удивлены, когда это оказалось именно то Central Café, в котором нам отказали чуть раньше! Там уже расстроено сидело несколько немцев, и мы вместе досмотрели матч. Умиляли официанты, которые после каждого забитого гола сочувственно причитали вместе с немцами, а потом весело подмигивали нам. В итоге 4:0, мы в восторге, а на немцев грустно смотреть.

День 4. Таксим
С утра сели на трамвай и через несколько остановок вышли за мостом Галата. Вообще, нужно отметить, что трамвай это незаменимый и быстрый вид транспорта и для туристов, и для местных. Конечно, там везде реально ходить пешком, но наши ноги непривычные к долгим прогулкам (сказывается сидячая работа) уже под конец первого дня отказывались нас слушать. Поэтому трамвай был очень удобен, и мы ездили часто. Трамвай суперсовременный, ездит бесшумно и совершенно не трясет. Рекомендую всем покупать проездной (акбиль) чтобы сэкономить время и деньги, проездной единый для всех видов транспорта. Жетон на проезд трамваем независимо от количества остановок стоил 1 дол.

Что бы подняться к улице Истикляль мы сели на подземный фуникулер (Tünel) и через 10 мин были наверху. Вообще, когда едешь на фуникулере не понимаешь, насколько вертикально расположена гора с этим районом. Сверху, на площади Тюнель, мы сели на старинный трамвай (точнее запрыгнули в кабину машиниста т.к. трамвай уже отъезжал). Порадовал водитель трамвая, который всю дорогу беседовал с туристками на чистом немецком языке. Вообще, языкового барьера в Стамбуле не чувствуешь, большинство людей владеют английским или русским языком. Официанты в ресторанах свободно объяснились на русском, английском, немецком, итальянском и французском языках. Не буду первой, если замечу, что если бы наши люди были бы такими же трудолюбивыми и доброжелательными, жилось бы в стране намного лучше. По поводу сферы облуживания в Крыму вообще молчу.

Кстати, платили мы на этом трамвае лишь первый раз, когда ехали вместе с машинистом. Остальные разы, как и большинство людей, мы не платили, запрыгивая на трамвай на ходу и спрыгивая в нужном нам месте.

Площадь Таким оказалась очень шумным и душным местом, как и улица Истикляль. Чем-то похоже на наш Крещатик. Вообще Таксим называют культурным центром Стамбула и порой там не возможно даже представить, что ты находишься в мусульманской стране. Бутики, рестораны, множество кофеен в т.ч. всемирные Starbucks и Gloria Jeans Coffees. И много современных, молодых и ярко одетых людей.

В путеводителе Вокруг Света мы прочитали, что где-то в этом районе находится музей НЛО, там даже была карта и адрес этого музея. Что вам сказать, искали мы его очень долго, изучали карту, спрашивали у прохожих, но этот музей так и остался для нас неопознанным объектом. Вообще, в Стамбуле, я испытала настоящий топографический критинизм, когда смотришь на карту и вроде бы все понимаешь, и где ты находишься, и куда тебе нужно, да вот только как туда пройти вообще не понятно. Наверное, нужна карта очень мелкого масштаба или навигатор, что бы там разобраться. Множество малюсеньких улочек и переулков, а про некоторые лестницы даже и в голову не прейдет, что это улица. В добавок названия на турецком очень плохо читаются и вообще не запоминаются, карту не выпускали из рук и к концу поездки затерли до дыр. Хотя все эти мучения очень скрашивали люди, которые всегда помогали, а многие сами подходили к нам, когда видели, как мы страдаем над картой.

Пообедать мы хотели в османском ресторане Hacı Abdullah. Туров его очень хвалит (и совершенно заслужено), но по ориентиру, который указан в путеводителе Афиша (здание Акбанка), его найти невозможно т.к. здание сейчас на реконструкции. Мы нашли его с помощью добрых людей. Находиться ресторан в одном из переулков по левую сторону улицы Истикляль, если стоять лицом к площади Таксим. Переулок относительно недалеко от площади, рядом, по-моему, мечеть, а напротив на Истикляле магазин Swatch. Османская кухня это что-то необыкновенное, по внешнему виду блюда совершенно не понятно из чего все сделано, но все просто изумительные. Где еще можно попробовать пюре из баклажанов и котлеты из баранины фаршированные фисташками! Мы выбирали на витрине т.к. в меню одни непонятные названия, можно спросить совета у официанта или у поваров, которые готовят рядом. Соленья не пробовали, но, говорят, они там лучшие в городе. Можно брать по пол порции, у нас получилось по 1,5 порции на человека (около 50 дол на двоих), но идти после этого было невозможно. После такого обеда нужно устраивать сиесту часа на 2 что бы прийти в себя. Мы туда приходили ужинать на следующий день и пришли бы еще, если бы ресторан был ближе.

На улице Истикляль заглянули в несколько пассажей. Прекрасен цветочный пассаж, где из окон смотрят вниз огромные черно-белые фотографии, также запомнился букинистический рынок рядом, где можно купить старинные открытки, плакаты и репродукции художников-экспрессионистов. В одном из пассажей продаются турецкие сувениры, керамика, изделия из разноцветного стекла и шали. Цены на сувениры в Таксиме ниже, чем в Султанахмете. Сама улица Истикляль мне не очень понравилась, чересчур шумная, и там не хватает тени и зелени. Зато по вечерам там можно прекрасно провести время.

Дальше мы заглянули на французскую улочку (свернуть вниз от Истикляля за Галатосарайским лицеем, по этой улочке повернуть налево на первом же повороте). Улочка представляет собой достаточно крутую мощеную лестницу, вдоль которой около 30 плотно прилегающих друг к другу домиков покрашенных поочередно в розовый и желтые цвета. Все узкое пространство перед домами занято уютными диванчиками кафешек. Внутри там тоже ресторанчики с прекрасными интерьерами, антикварной мебелью и картинами. Не знаю, как на Париж, а на средневековые города Италии очень похоже. Хотя кофе там не очень, а Мохито был просто ужасен, там прекрасно можно провести время даже в непогоду, и говорят, что в саму улицу вмонтирована система кондиционирования, которая поддерживает комфортную температуру круглый год.

Далее мы дошли до площади Тюнель и, по улице с магазинами музыкальных инструментов, спустились к башне Галата. К сожалению, туда нас не пустили т.к. она закрывается в 19.00. У нас по плану было провести вечер в одном из заведений Таксима, но сил не было подыматься обратно, к тому же начинал моросить дождик. Мы спустились вниз к мосту. Возле рыбного рынка перед мостом были рыбные ресторанчики, в которых, мне кажется можно поужинать дешевле, чем на самом мосту.

Мы же отправились к нашим знакомым в наргиле-кафе, где провели остаток вечера, куря кальян и играя в нарды. Сложилось впечатление, что заведение было только для своих т.к. за всеми столами турки играли в нарды и ничего не заказывали, нас же встретили как старых знакомых и напоили отличным яблочным чаем.

День 5. И снова Таксим
На этот день у нас было запланировано посещение крытого рынка, но т.к. накануне мы многое не успели в Таксиме, решили оставить рынок на последний день.

С утра мы сходили в район за мечетью Султанахмет посмотреть на Маленькую Святую Софию. По дороге за Голубой Мечетью прошлись по небольшой улочке с сувенирными лавками (Kabasakal Sokak), ассортимент все тот же хотя цены вроде дешевле, чем на Египетском Рынке. Сама Маленькая Святая София действительно прелестна, особенно внутри. Совершенно воздушное здание и какая-то особая камерная атмосфера. Во дворе уютный чайный сад, в котором не было ни души, только игрались местные мальчишки. Там мы заметили небольшую келью, где молодая красивая девушка в мусульманском платье и платке разрисовывала тарелки. Мне хотелось привести из Турции какую-то особенную вещь, и я купила у нее серебряный перстень с кулоном. Таких вещей я больше нигде не видела, все-таки ручная работа. Вообще и серебра, и золота в Турции много, но все вполне заурядное, хотя вроде дешевле, чем у нас.

Дальше мы отправились в Чукурджуму. Нашли мы этот район по путеводителю Афиши. На всякий случай, привожу здесь описание дороги туда. От пушечного двора Топхане к площади Таксим ведет широкая улица Дефтердар-Йокушу (Defterdar Yokuşu Sokak); на первом перекрестке (там еще есть мечеть Firuz Ağa Camii), поверните налево (если стоять спиной к морю и лицом к Таксиму) и углубитесь в улочки квартала. Попасть туда еще можно по той же улице от площади Таксим или по переулку, который выходит к Французской улице. На карте это район улиц Çukurcuma Caddesi и Turnacıbaşi Sokak. Район представляет собой блошиный рынок, состоящий из множества магазинчиков антиквариата, встречаются очень забавные вещи и еще более забавные персонажи. В одном из магазинчиков нас предупредили, что у них ничего не продается, а арендуются вещи для киносъемок. В другом магазине, немолодой турок на вопрос он ли хозяин, повеселил нас встречным вопросом “Are U sure that U are U, or maybe U is somebody else?”. Вообще рыться там в этих старых, пыльных, но богатых историей вещах удовольствие не для всякого, но вы не встретите такого места больше нигде, это факт. Хотели что-то купить на память, но самые небольшие и заурядные безделушки потянули минимум на 15 дол.

Оттуда мы добрались до башни Галата. Простояв в очереди, которая относительно быстро двигалась, мы поднялись на лифте наверх. Собственно башня не очень высокая и назад мы шли пешком, если очередь внизу слишком большая, то реально подняться по лестнице и наверх. Обзор там действительно хороший, только вот людей слишком много и до конца насладиться видом не вышло.

Вечер мы провели в местных заведениях, мейхане, где принято пить турецкий национальный напиток, раки. Я бы сказала, что принято не пить, а именно напиваться, но очень весело! Заведения эти находятся на улице позади Цветочного пассажа и вы сразу узнаете их по огромной толпе и бурному веселью. Раки там принято пить разбавляя водой и закусывая небольшими порциями разнообразных закусок (мезе). Нам больше всего понравился сыр и дыня (в начале мая), но выбор огромен. Каждая порция стоила около 4-10 дол, а раки около 5 дол за стаканчик (50 гм). Привожу цены т.к. уже после второй порции перестаешь контролировать происходящее и счет потом может удивить. У нас по итогу остались деньги только на такси. Тюнель был уже закрыт (работает до 21.30), но нам было уже море по колено и мы предпочли продолжить веселье в одном из пивных заведений. В принципе Оттуда можно спуститься до моста Галата и доехать на трамвае (последний в 23.00) или пешком, но только если вы не из пугливых.

Еще сидя за столиком на улице мы заметили, что в здание нашего мейхане постоянно заходят компании и растворяются где-то внутри. Позже, в поисках туалета, мы обнаружили, что все здания соединены между собой и внутри намного больше места чем кажется снаружи. В нашем здании на втором этаже оказался ресторан, на третьем паб (а может это был зимний вариант мейхане), на четвертом дискотека, а на крыше терраса со множеством столиком. В итоге только в том небольшом домике, где мы были, отдыхало минимум человек 300. Снаружи казалось, что он крошечный.

Так вот, в тот вечер мы умудрились еще посидеть в пабе, а потом и повеселиться на дискотеке (или это был бар где играла громкая музыка и кто-то танцевал). Про то, что там танцуют, мы узнали увидев это в окнах дома напротив. Вход был бесплатно. Основная сложность – найти вход.

Весь вечер провели перемещаясь по территории 2-х домов, но как будто побывали в огромном количестве заведений. Одно место не похоже на другое, но складывалось ощущение, что вся улица это одно большое заведения и все люди веселятся как бы вместе. Совершенно дружелюбная и праздничная атмосфера. Наверное, если бы мы жили в том районе, мы бы оставили все наши деньги в мейхане и гуляли там ночи напролет.

Без задних ног словили такси рассчитывая взять деньги из сейфа в отеле. Таксист с первого взгляда определил, что мы украинцы (надеюсь, что не по степени нашего опьянения т.к. с нашей улицы трезвым не уходил никто). Удивительно, но по счетчику мы доехали за 10 дол (хотя после 23.00 там вроде бы двойной тариф), а таксист взял с нас и того меньше, а именно все ту мелочь, что мы не успели пропить. На утро очень болела голова…

День 6. Отъезд
Мы планировали еще посетить Крытый Рынок но возле входа оказалось, что он закрыт. Воскресенье не рыночный день! Кто бы мог подумать…

Хотя у нас и так сама собою сложилась богатая программа на следующий приезд – Археологический музей, неопознанный музей НЛО, Дворец Долмабахче, гарем в Топхане, Крытый Рынок, Принцевы Острова, рыбные рестораны Кумкапы. В конце концов, мы не попробовали барабульки на пристани Эминёну! В Стамбул не возможно не вернуться, во всяком случае, утешаешь себя этим летя назад в свои черно-белые будни…

Действительно, на фоне наших не особо изменившихся с советских времен городов, Стамбул кажется разноцветным и ярким, при чем эта яркость и самобытность уловима не только в красках, но и в воздухе, и на вкус. Не верьте стереотипам, там живут веселые и жизнерадостные люди, в большинстве районов там не страшно и ночью, на улицах чисто, хотя нету мусорных ящиков (уборку улиц и прочие общественные работы принято делать ночью). В начале мая продавали клубнику, черешню, абрикосы и даже вареную кукурузу! А подсветка мечетей ночью просто превосходна! Еще запомнилось пение муэдзинов, тюльпаны, запах акации и продавец минимаркета, который говорил всем покупателям "I love U"…