4 тысячи километров вокруг Исландии

Супруга сказала: «Хочу в Исландию». Я лишь криво усмехнулся - там же холодно. «Ну и что, зато там много, что есть посмотреть. Говорят, такое количество «красивостей» и «интересностей» есть только там». Ну, давай посмотрим. Глянул цены на гостиницы. Чуть со стула не упал.

А кроме гостиниц, какие варианты:

1. Фермы. В Исландии есть целая сеть ферм с кемпингами, коттеджами, которая принимает туристов. Причем можно забронировать «селф-драйв тур» через эту сеть. У них на сайте есть несколько разработанных маршрутов. А можно бронировать отдельно. И каждый день будешь жить в новом месте.
Но, если цены сравнить немногим дешевле получается, чем гостиницы.

2. Можно взять кемпер. Но цена в 390 Евро в сутки – делает сомнительным экономию по сравнению с машиной + отель. Никогда на кемперах не ездил. Хочется попробовать. Да, мобильность. Но, что-то дороговато.

По ходу дела изучались достопримечательности Исландии. Появилось понятие, что поедем обязательно, но вот когда? Явно не в этом году. Как альтернатива стала обсуждаться Шотландия. Тем более, что с визой проблем не предвиделось (уже бывали в тех краях).

Месяц спустя супруга в разговоре с коллегой узнала, что ее студенческая подруга - один из организаторов «Исландского клуба» и владелец туристического агентства по Исландии. Я с негодованием отверг даже мысль разговаривать с тур. агентством, но съездить согласился.

В итоге договорились: Агентство делает визу и бронирует гостиницы, которые мы выбираем. Спрашивал: «могу сам забронировать?». Они говорят: «… нет, мы можем приносить бронь только через аккредитованные исландские тур. фирмы, иные у нас не принимают». Может врут, но не похоже. Бред полный. Хотя по цене гостиниц я их опустил до опубликованных на сайтах этих гостиниц +/- 5 Евро. За визу не оплачивал отдельно, только гостиницы. Ну что ж, спасибо за визу. Естественно, пришлось гостиницы заранее оплатить. Концлагерь - блин.

Самые удобные перелеты, на мой взгляд, через Скандинавию (особенно Данию), Германию, Лондон и Глазго. Как уже неоднократно упоминалось лучше всего лететь Iceland Express или Iceland Air. В итоге выбрали Копенгаген. Во-первых, три рейса Iceland Ari в день, три рейса Iceland Express в день, да и в Дании не были. Цена Iceland Air и Iceland Express была на нужные даты одинаковые. Так как билеты нужны были для посольства пришлось выписывать билеты на бланках Аэрофлота. Пришлось доплатить на 5% больше. В итоге цена билета Копенгаген-Рейкъявик-Копенгаген около 9 000 руб.
Куплены билеты SAS в Копенгаген.

Итак:
Летим 23 августа вечером в Копенгаген, 5 – часовая стыковка, далее ночным рейсов в Рейкъявик. В Рейкъявике - в 1 час ночи.

Забронированы гостиницы по кругу (против часовой стрелки): Reykjavik (2 ночи) - Vik- Hofn-Egilsstadir-Myvatn (3 ночи) -Akureyri- Hvammstagi- Isafjordur-Olafsvik (2 ночи) –Reykjavik.

Забронирована машина на 14 дней Сузуки Джимни, прозванная нами «живопыркой». Машина обошлась в 39 000 руб. http://www.travelnet.is/sscar. Более низких тарифов не нашел. Хотя и машины слегка поюзанные.

В ночь с 6 на 7 сентября возвращаемся в Копенгаген.

Спутниковая навигация:
Долго искал навигацию по Исландию. В Том Томе нет, Ozi нет. Нашел Garminовскую карту в Интернете без маршрутизации. Пришлось в наладонник ставить Garmin Gue. Карта неплохая, но,блин, как же мне Том нравится.

Одежда:
Напуганные рассказами об Исландской погоде поехали на рынок «Экстрим». Накупили термо-белья, флиса, ветровки, штаны с мембранами, а кое-кто даже не по одному экземпляру, настоящий «комуфляж». Кстати, оказалось удобно (и даже красиво!!!). Рекомендую.

Началось:
МКАД, пробка, жара, у жены ангина, опаздываем в Шарик (надо сказать, всегда заранее приезжали), на работе - завал. В Шарике строят платформу для электричек. Черти что. Приехали, успеваем, фу-у. Купить коньяку, выпить чаю, «г-н такой-то, г-жа такая-то срочно пройдите на посадку». Как стыдно (это – первый раз в жизни), но мы уже в «кишке». Уф! Сели ждем. Ну, слава богу, мы не последние, как им не стыдно? Стоим 20 минут перед ВПП. Командир судна (корыта) рассказывает, что - это Россия, а не Дания, Поэтому ждем. Скотина!

Больше SAS не хочется лететь, даже воду за деньги. Крохоборы!!!

Копенгаген. Переодеваемся. На электричку. При продаже билетов просят ввести ПИН код. Не помню. Со второй попытки. Попал! Центральный вокзал. Быстрая прогулка мимо Тиволи к ратуше. Где ужинать? Вот рядом с Тиволи ресторанчик. Можно зайти? Нет, вход из Тиволи. На фиг! Ну, давай сюда. Свиные ребра, пиво. Пиво не люблю, но раз уж здесь, то надо пить. Какое? Вот у нас наше - летнее. Ну, давай. Приятное, понравилось. Остался час. Побежали по пешеходной улице от Ратуши до королевского дворца. Обратно вдоль канала. Снова ратуша. А вот и Г.Х. Андерсен. Жена устала (болеет), я на наладоннике говорю о количестве метров до вокзала. Как она до Рейкьявика доживет, герой мой, любимый! Температуры вроде нет, тьфу-тьфу-тьфу. 21ч… Мы на вокзале... Аэропорт… Ждем посадки. Коньяк подешевле, чем в Шарике (обидно).

Пробую wi-fi на наладоннике. И вода у них за деньги, и Интернет. Сволочи. Взяли чай в баре. А вот это необычно. Чай в каком-то пластиковом пакетике, в виде пирамидки и явно видно, что это не обычная чайная пыль, а чайный лист. Но вода все портит. Вода в Дании противная, что не удивительно. Жене хуже. В Москве уже 2 ч. ночи. Хватит, хватит, снизить темп. Мы в отпуске, впереди путешествие, спокойней.

Самолет полупустой. Отсаживаюсь от благоверной на задний ряд. Пытаюсь лечь. Подлокотники до конца не поднимаются, но как-то влез. И поют, и кормят, и спать укладывают, и подушки, и пледы, и жене целое блюдце лимона, порезанного тонкими ломтиками, для чая принесли. Iceland Air понравился.

Снижаемся, кругом облака, в разрывах видны огоньки. Во как! Я думал, не будет огней. Идет дождь. Похоже, сильный ветер. Как и предполагалось. Зачем мы сюда приехали? Что мы здесь делаем? Сели. При выходе нас встречает перец из конторы по прокату машин, отводит нас к машине, отдает ключи. До-свидания. Темно, ветер, дождь. Температура градусов пять. Ну, что, - поехали.

От аэропорт Кефлавик до Рейкъявика, где наша гостиница километров 40. Garmin вроде работает.

Где мы? Кругом темно, но видно, что мы такого никогда не видели. Лавовые поля. Гостиницу нашли быстро, она находится в центре Рейкъявика (Даун таун – понимаешь). Время - 2ч. В Москве - 6ч. Остановился напротив гостиницы. Вытаскиваю чемодан с заднего сидения, что является нетривиальной задачей, т.к. это - «живопырка». Подлетает таксист и орет: «здесь стоять нельзя, это стоянка для такси». Да я не собираюсь, дай вещи в гостиницу затолкать.

Когда приехали в Рейкъявик во второй раз, там же другой таксист уверял меня в том же самом. Что это был, наезд? Предупреждение? Не знаю.

Мы в номере. По-моему мнению, жена должна быть в коме, но нет, она разбирает вещи. В номере (Слава богу!!!), есть чайник (чай, кофе, сливки и пр.). Вода холодная вкусная, похоже, что с ледников. Горячая вода пахнет сероводородом. Запах неприятный, но какой-то манящий. Когда мы вошли в номер, - они его проветривали!!! Закрыв окно, мы включили батарею и полилось заветное тепло (как этого не хватает сейчас, когда отопительный сезон в Москве еще не начался, а полов с обогревом у нас нет !!!).

Пролог. Золотое кольцо.
Сергиев Посад, Ярославль, Суздаль…. Тьфу, я не об этом.

Первый день отдыха. Куды бечь? Тем более, что ночуем мы там же. Значит, вечером возвращаемся. Сначала планировалась «Голубая лагуна» и Юго-запад острова (Rejkanes), но жена болеет. Поэтому «Голубую лагуну» откладываем на потом. Достопримечательности вокруг Рейкъявика называют «Золотым кольцом».

Это:
• Pingvellir (Озеро и место разлома/соединения двух тектонических плит Евро-азийской и Северо-Американской);
• поле Гейзеров (где, собственно, Гейзер и находится);
• водопад Gullfoss;
• ледник Langjokull;
• так называемый мост между Европой и Америкой;
• Голубая лагуна (СПА центр с горячими источниками и целым термальным озером;
• горячие источники (в т.ч. и самый большой в мире);
• утесы, полные птичьей жизни;
• кратеры, заполненные водой;
• прочие достопримечательности рангом пожиже.

Решаем двигаться в сторону Гейзера, а там будет видно. Иду за машиной. Машина стоит на стоянке в 150 м от гостиницы. Пока иду, погода меняется три раза. Пошел дождь, кончился, выглянуло солнце, опять пошел дождь. Температура градусов 10. Выезжаем в сторону дороги №1 (Северо-запад). Кажется, что погода испортилась окончательно. Низкая облачность, дождь. Ветер не сильный. Едим вдоль фьорда, где находится Рейкъявик. Пейзаж ни на что не похож. Деревьев нет, кустарников нет, травы нет. Хотя, нет, вот она появилась. Мха тоже нет, есть какие-то лишайники на беспорядочном нагромождении лавовых полей.

Достопримечательности на дорогах обозначены знаком, который принят во многих странах Европы. Однако, лучше понимать, что Вы ищете. Вполне можно проехать 30 км по грунтовой дороге, чтобы увидеть кирху, которая построена 5 лет назад, но на этом месте какой-нибудь Эрик Рыжий заложил какой-нибудь храм или где была первая церковная школа в Исландии. Кроме этого, есть достопримечательности «федерального» значения, а есть «регионального». Но, в принципе, знаки очень информативны. Постоянно встречаются площадки с картами и указанием интересных мест для посещения.
Pingvellir (и Pingvallavatn). В этом месте наиболее ярко виден разлом между континентальными плитами, а озеро - самое большое в Исландии. Есть информационный центр национального парка. Посмотреть интересно. Континентальные плиты расходятся со скоростью 2 см в год.

Двигаемся дальше. Ты смотри, не прошло и часа, а дождь кончился и солнце выглядывает.

Едем по грунтовке в сторону Гейзера. Пейзажи начинают завораживать. Хочется останавливаться через 100 м и фотографировать. Что такое, опять дождь. Хотя, исходя из собственного московского опыта, глядя на небо 5 минут назад, сделал бы вывод, что дождя можно не бояться до вечера (минимум).
Вот он Гейзер.

Это поле горячих источников. Из под земли вырывается кипящая вода и пар. Где-то бурлит, где-то плюется, где-то лужа молочно-голубой глади, где-то прозрачно–голубая бездна. Сам Гейзер после землетрясения в середине прошлого века выстреливает нерегулярно, говорят раз в две недели. Но рядом гейзер (не помню, как называется) стреляет каждые пять минут. Но по-разному, то высоко, то слабенько. Смотреть очень интересно. Появляется прозрачный пузырь, который взрывается и вода с паром вылетает на 50-60 метров. На информационном щите написано, что самый высокий гейзер в Америке, про Камчатку ничего нет.

Во время нахождения там возникло понимание, что мы не пожалеем, что сюда приехали, что таких мест на земле всего 3-4, и не каждый в своей жизни такое увидит воочию. А это - одна из целей наших поездок: «увидеть то, что мало кто видел».
Едем дальше. Рядом с Гейзером находится водопад Gullfoss. Ехать минут 15. Впечатляет. Стоял и думал, который больше - Рейнский или этот. Не знаю. Время - конец августа. Надо полагать, что в июне - это еще более впечатляющее зрелище.

Водопады: В Исландии полно водопадов и некоторые из них самые- самые. К концу поездки наступило пресыщение видами падающей воды, например, на самый высокий водопад Glymur не поехали, хотя были рядом, по той причине, что надо было километра 3 от дороги карабкаться (устали уже, как собаки к тому времени). Могу предположить, что когда идет весной обильное таяние снега, это еще более впечатляющее зрелище. Краткий перечень интересных водопадов, которые чем-то выделяются: Seljalandas-foss- его можно обойти изнутри (юг Исландии); Skogafoss- очень широкий и высокий, можно подойти прямо к нему (юг Исландии). Godafoss (водопад бога) - говорят самый красивый - правда красивый (Рядом с озером Myvatn, север Исландии); Hraunfossar (детский водопад) - система водопадов вытекающих изнутри лагового поля- впечатляет (восток Исландии), Dettifoss (север Исландии) – самый мощный водопад Исландии (около него есть еще два очень красивых водопада (один выше по течению, а другой, соответственно, ниже) и много, много, много,…, других водопадов .

В начале «фотосессии» было солнце, в конце - дождь.
Родился 1- й погодный тезис: «В Исландии идет дождь, часто, но не более 15 мин. В Исландии светит солнце, часто, но не более 15 мин.» Дальнейшее путешествие показало, что тезис неверен. Не стоит упрощать.

Еще в Москве хотел проехаться по Хайленду. Поэтому полноприводная машина и выбиралась. Хотелось покарабкаться по реальному внедорожью. Решили проехаться до ледника Langjokull по грунтовой дороге (35), идущей в центр страны, хотя бы до озера, которое на карте примыкало к леднику. Проехали километров 40. Виды нереальные. Пустыня, ледник, горы. Понемногу дорога наскучила. Доехали до озера. Действительно образовалось от таяния ледника. Хотя дорога грунтовая мосты есть. Пока делали фотографии, нас обогнали туристические джипы на увеличенной подвеске с колесами низкого давления.

Они целеустремленно уносились дальше. Куда они, мы не знали. Потом выяснили, что прямо посередине этой дороги (между севером и югом) есть горячие источники Hveravellir, где можно купаться прямо на воздухе. Мы не доехали до них километров 35, повернули назад. Устали, да и болезнь жены давала о себе знать (ангина не проходила). Через несколько дней мы не доехали до этих же источников, когда ехали по той же дороге, но уже с севера, оставалось тоже примерно 30 км, однако причина была другая – практически нулевая видимость.

Возвращаться в Рейкьявик решили через юг. По дороге встретился еще один водопад и красивый красный вулканический кратер с озером внутри.

Обратная дорога несколько утомила, хотя была очень живописной (океан, перевал с дымом горячих источников и пр.). Особенно прикалывали дымящиеся источники рядом с жилыми домами и явно прирученные в качестве системы отопления. Вернулись в Рейкьявик. Поужинали в Рейкъявике в одноименном кафе (был замечательный рыбный буфет и глинтвейн для жены, рецепт которого она сама же и дала местным кулинарам).

По дороге в Vik

Выехали с утра. Жена обязала подъехать к главной церкви Рейкьявика и сделать фотографии. Ну ладно: «я воль, группенфюрер». Покинули Рейкъявик в направлении на восток по 1 дороге (кольцевой).

И тут пришло понимание, что вчера была сделана ошибка. Мы ехали по той же дороге без остановок около 100-120 км. Вчера мы по ней возвращались, а сегодня проезжали вновь. Дело было не в том, что дорога была занудная или трудная, просто мы потеряли ценнейшее время, проехав лишние 250 км. Следовало бы, выполнив вчерашнюю программу, ехать дальше на восток, а не возвращаться в Рейкъявик.

Проносящиеся за окнами пустоши и горы по-прежнему сносили крышу. Казалось бы, пейзаж однообразный, горы, пустоши, но облака, пробивающееся солнце создавали фантастические четкие картины.

Понимая, что каждые три минуты останавливаться не будешь, фотографии заставляли себя не делать. Первое солидное интересное место в тот день - водопад Seljalandas-foss.

Его особенностью было то, что между водопадом и скалой можно пройти. Там достаточно широкий балкон. Люди выходили из «кольцевого» маршрута достаточно сухие. Я пошел. Я их вообще люблю эти водопады. Когда я уже практически был у скалы за водопадом, возник резкий порыв ветра. И вместо мелких разбитых брызг на меня полилась основная струя. Это продолжалось 5 секунд. Я был мокрый, я был не просто мокрый, я искупался, это был не душ, это был, да, водопад. Как говорил поручик Ржевский: «на улице не дождь, на улице ветер». С женой поругался: «Все люди, как люди, сухие вышли, а ты где шлялся?»

Переоделся, поехали дальше. Поднялись по горной дороге на плато. Я радовался. Не зря мы взяли 4WD. Какие виды, какая красота, а на седане сюда не заедешь. Даже пониженную передачу включал, когда бродик пересекал. Представьте мой шок, когда, повернув обратно, разминулся с целым караваном машин, где были Мазда 3 и т.п.
Из-за недостатка времени не поехали на плато Porsmork. Говорят, съездить туда стоит (но за всю поездку разных видов, вернее воспоминаний о них, хватит на всю жизнь).

Погода все улучшается, облака постепенно пропадают.

Ледники. Здесь на юге Исландии находятся ледники, причем, они очень близко подходят к океану. Что приводит к тому, что с одной стороны ты видишь океан, с другой ледники. Причем здесь же находится самая высокая вершина Исландии, то есть перепад высот достаточно существенный. Из-за этого много высоких водопадов, питающихся ледниками. Самый большой ледник Vatnajokull находится чуть дальше на восток, здесь на самом юге два ледника поменьше - Myrdalsyokul, Eyafjallajokull. Именно эта близость ледника к океану привела к созданию такого чуда природы, как лагуны айсбергов (но это еще впереди).

Осторожно, двери закрываются, далее по 1-ой дороге водопад Skogafoss. Погода- блеск, слепящее солнце, прохладно. Посидели на металлической !!! скамейке, попили коньяку. Попил водичку из реки. Вкусная зараза.

Дальше, дальше, дальше. Dyrholaey. Скалы с птицами, необычные скалы, торчащие из океана, черные пляжи, шестиугольные базальты (посмотреть на которые специально в Ирландию ездят).

Тут мы впервые увидели тупика или паффина (даже двух). Больше не видели (хотя искали специально, угробили много сил, подвергались опасности на утесе в бурю), только ели (мясо по вкусу напоминает печень).

Это безумно красивое место. Но его было сложно снимать, очень яркое низкое солнце, не очень прозрачный воздух, сильные контрасты. Там не надо снимать, там надо быть.

Вот и Vik. Гостиница сети Edda. Поужинали. Выехали на пляж черного песка.

Стоит знак только 4wd. О, так у нас оно же и есть. Походил - плотный песок. По-машинам! Поехали. Наслаждение. На жипе по мельчайшему черному песку. Мечта детства. Мы одни. Первый разворот- все нормально. Второй разворот. И, конечно, я закопался. Резковато поворачивался и закопался. И ни туда, и ни сюда.