Виды тарифов на авиабилеты. Коды тарифов

Нормальный (полный) тариф
Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, поскольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета - один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большинстве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета.

При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета, как правило, осуществляется без выплаты штрафа. Можно приобрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установленные страной назначения.

Экскурсионный тариф
Срок действия билета — от одного до шести месяцев. На некоторых направлениях оговаривается минимальный срок пребывания в стране назначения, иными словами, действует «правило воскресенья», т.е. в какой бы день недели Вы ни прибыли в страну назначения, ночь с субботы на воскресенье обязательно должны провести в этой стране, а улететь обратно можно в это же воскресенье или после него. Допускается изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.

Тариф ПЕКС
Срок действия этого билета, как правило, не превышает трех месяцев. По тарифу ПЕКС установлен минимальный срок пребывания в стране назначения. На некоторых направлениях действует "правило воскресенья", т.е. Вы должны провести там ночь с субботы на воскресенье, а улететь обратно можно только в ближайшее воскресенье или после него. Условия бронирования, оплаты и оформления билета регламентированы специальными правилами.

Дата вылета может быть изменена только после дополнительной оплаты (штрафа). В случае, если Вы не улетели в установленные сроки по своей вине, деньги за неиспользованный билет Вам не возвращаются или возвращаются за вычетом установленного штрафа.

Тариф АПЕКС
Срок действия авиабилета - от менее одного до трех месяцев. Бронирование, оплата и оформление билета регламентированы специальными условиями. На некоторых направлениях обязательно предварительное бронирование, причем билет должен быть выкуплен не позднее определенного срока до дня вылета. Даты вылета и прилета фиксированы, как правило, их невозможно изменить, но в некоторых случаях можно поменять дату обратного вылета в пределах срока действия тарифа с оплатой штрафа или переоформить билет от начального пункта вылета по более высокому тарифу, оплатив разницу в цене.

Если Вы не улетели в установленный срок по своей вине, то деньги за неиспользованный билет не возвращаются, но они, как правило, засчитываются при приобретении другого авиабилета по более высокому тарифу. Это зависит от направления перевозки и правил применения тарифа АПЕКС для этого направления.

Молодежный тариф
Им, как правило, могут воспользоваться пассажиры моложе 25 лет, документально подтвердившие свой возраст. Молодежная скидка может быть применена к нормальным тарифам экономического класса и по некоторым направлениям - к экскурсионным. Для полета в ряд стран существуют специальные молодежные тарифы, регламентируемые особыми правилами.

Тариф для групп школьников
Специальный тариф применяется для групп учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет и сопровождающего их руководителя при полетах в некоторые пункты Европы.

Минимальная численность группы - 10 детей плюс один взрослый, который приобретает билет по льготному тарифу. Цель поездки - повышение уровня образования и культурный обмен.

Скидки для детей в возрасте до двух и до двенадцати лет по этому тарифу не предоставляются. Условия применения тарифа для группы школьников определяются специальными правилами.

Супружеский тариф
Применяется при полетах в ограниченное число стран. Одному из супругов предоставляется 50%-ная скидка от тарифа первого, бизнес- или экономического класса. Срок действия билета - 1 месяц. Дополнительные скидки к данному тарифу не предоставляются. Условия применения и возврата билета по супружескому тарифу регламентированы специальными правилами.

Семейный тариф
Этот тариф применяется на ограниченном числе направлений. Скидка 50% предоставляется к тарифу экономического класса для сопровождающего супруга и детей в возрасте от двух до двадцати пяти лет. Срок действия билета ограничивается одним месяцем. Дополнительные скидки к семейному тарифу не применяются. Условия применения этого тарифа регламентированы специальными правилами.

Скидки для лиц, достигших 60 лет
Применяются при полетах в Европу (за исключением стран Скандинавии и Великобритании). Скидки предусмотрены к полным и экскурсионным тарифам для лиц, достигших 60 лет. В периоды сезонного спада перевозок дополнительно к указанным тарифам Аэрофлот устанавливает на отдельных направлениях льготные, сниженные тарифы, такие как "Суперпекс", "Суперапекс" или Sale. Благодаря невысокой цене они дают возможность совершить авиапутешествие в рамках весьма скромного бюджета, но и условия бронирования, оформления билетов, перебронирования дат вылета и возврата оплаченных сумм в этом случае более жесткие. К тому же число направлений, на которых они действуют, сроки и даты их применения, а также количество мест на рейсе очень ограничены

Выделяют следующие классы основных тарифов


Тариф Код тарифа Класс обслуживания Срок оформления Минимум пребывания в пункте назначения Максимум пребывания в пункте назначения
Youth Q Молодежный тариф до 25 лет - экономический класс не ранее 7 дней до вылета - - - 6 месяцев или 1 год
Super Saver H Специальное предложение - экономический класс за 7 дней до вылета ночь с субботы на воскресенье 1 месяц
Apex V Апекс - экономический класс за 7 дней до вылета ночь с субботы на воскресенье 1 месяц
Pex K Пекс - экономический класс - - - 3 дня или ночь с субботы на воскресенье 3 или 6 месяцев
Excursion M Экскурсионный - экономический класс - - - 3 дня или ночь с субботы на воскресенье 6 месяцев
Normal Y Годовой - экономический класс - - - - - - 1 год
Business C, J Годовой - бизнес класс - - - - - - 1 год
First F, A Годовой - первый класс - - - - - - 1 год


Специальные тарифы


Это самая обширная категория тарифов, которыми пользуется основная масса пассажиров. Логика авиакомпании здесь достаточна очевидна - чем дешевле тариф, тем жестче условия его применения. Поэтому, имеет смысл рассмотреть основные условия применения и ограничения специальных тарифов более подробно.

Обычно все тарифы данной группы имеют минимальный и максимальный сроки пребывания в пункте назначения (т.н. Minimum stay и Maximum stay). За редким исключением, большинство специальных тарифов имеет минимум пребывания ночь с субботы на воскресенье (т.н. "Правило воскресенья" - Sunday Rule) и максимум один месяц. Например, Вы летите в Париж авиакомпанией Air France в субботу и возвращаетесь в Москву в воскресенье той же недели: стоимость билета по тарифу IRUIV (конфиденциальный тариф компании) составит 505 USD ("правило воскресенья" выполнено). Если же Вы полетите по тому же маршруту с понедельника по субботу, т.е. не захватите в Париже ночь с субботы на воскресенье, то стоимость билета составит 1437 USD (тариф S - опубликованный тариф компании).

Другой важный критерий это наличие промежуточных остановок по маршруту (т.н. "Стоповер" - Stopover). Стоповер-ом считается остановка более чем на сутки. Почти все специальные тарифы или не допускают таких остановок или требуют определённой доплаты за такую возможность. Например, Вы летите в Чикаго с голландской авиакомпанией KLM. Вылетаете из Москвы в 16:00 - в Амстердаме Вы в 17:40, а рейс в Чикаго вылетает в 14:05 на следующий день, поскольку в Амстердаме Вы меньше суток, то можно рассчитывать на тариф QLSALE1M (560 USD). Если же Вы решили посмотреть Амстердам дня три, то тариф 560 USD не применим, поскольку стоповеры по нему не разрешены, и заплатить придется по тарифу QLXAPGO (640 USD), который разрешает две остановки с доплатой 125 USD каждая - итого имеем 765 USD!

Часто имеется необходимость прилететь в один пункт, а вернуться назад из другого (т.н. незавершенный круговой маршрут или Open jaw). Такой маршрут для специальных опубликованных тарифов обычно разрешен в пределах одной страны, например Вы летите в Берлин, а возвращаетесь из Франкфурта. Для конфиденциальных тарифов возможность разрыва по маршруту, определяется тарифной политикой конкретной авиакомпании.

Разумеется, все специальные тарифы имеют фиксированные даты вылета и прилёта, изменение которых запрещено совсем или разрешено с существенными штрафами. В редких случаях разрешается "переписать" авиабилет по новым датам с добором до более высокого тарифа, пересчитанного от пункта начала перевозки, что тоже обходится в значительную сумму. Возврат билета, выписанному по специальному тарифу производится только в исключительных случаях.

Еще одной характерной особенностью этой группы тарифов является, невозможность бронировать его - в правилах применения указано, что оплата и выписка авиабилета должна быть произведена не позднее 24 - 72 часов после бронирования; участие в "листе ожидания" (так называемый Waiting List) также ограничено. К выше сказанному можно добавить, что квота мест (т.е. количество мест в самолете, которое авиакомпания может продать по этому тарифу, исходя из коммерческой выгоды) крайне ограничена. Очевидно, что в разгар туристического сезона сложно рассчитывать на самый дешевый билет.

Рассмотреть все существующие специальные тарифы в рамках данной публикации не представляется возможным, поэтому коснемся наиболее распространенных.

Самая дешевая группа - так называемые "SUPER SAVER"-ы. В эту группу входят тарифы с приставкой "супер". Наиболее распространенные - "супер-апекс" и "супер-пекс". Эти тарифы имеют очень большое количество ограничений, начиная с "дэдлайн-а" (Deadline), т.е. крайний срок покупки билета по такому тарифу (чаще всего встречаются: за 21 день, за 14 дней, за 7, за 3 дня, и наоборот - не ранее 7 дней, не ранее 3-х дней) и кончая так называемыми "Блэкаут" днями (BlackOut days) - дни по которым, этим тарифом летать нельзя. Наиболее гротескно в этом плане выглядит система "Супер Сэйв" тарифов в США и Канаде, ограничения здесь накладываются не только на номера рейсов и на конкретные аэропорты в городе, но и на дни недели, на время суток и даже на национальность пассажира и цель его поездки!

В последнее время заметное распространение получили специальные предложения (Special Offers) и различные рекламные (Promotional) тарифы. Их появление связано с желанием авиакомпаний заполнить незагруженные рейсы в межсезонье, привлечь пассажиров на новые рейсы и сохранение конкурентоспособности на конкретном направлении рынка. Пожалуй самый большой минус этих программ - это их непредсказуемость. Невозможно заранее предсказать, какая авиакомпания и на каком направление выступит со специальным предложением, каковы будут его сроки действия и стоимость билета. Поэтому информация, что кто-то когда-то летал куда-то за совсем незначительную сумму часто имеет только познавательный интерес.