На далекой Амазонке

Три пятых территории Перу занимает сельва Амазонии - притоки великой реки, заросшие непроходимыми джунглями. Для путешественников амазонские джунгли - буквально темный лес. Цивилизация обживает эти места медленно, в непроходимых дебрях до сих пор обитают совершенно дикие племена.

Темный лес

По легенде, инки-жрецы, которые спасали от испанцев свою веру, ушли с гор в гиблую для европейцев сельву. Индейцы до сих пор верят, что где-то далеко в джунглях есть священный город инков Вилкобамба, где до сих хранится золото великой империи и каждый день жрецы совершают ритуальные молитвы. Испанцы, конечно, искали золото и в сельве, но ничего не нашли, кроме болезней и неприятностей на свои горячие головы.

Кстати, открыл Амазонку для цивилизации испанский конкистадор Франсиско де Орельяна, он же дал ей имя. Увидев местных красоток - длинноволосых девушек из племени ягуа в соломенных юбках, испанский вояка сравнил их с храбрыми греческими воительницами - амазонками, отсюда и пошло название могучей реки. В XIX в. европейцы и американцы искали в непроходимых зарослях Амазонки уже не золото, а каучук. Каучуковый бум сказочно обогатил многих людей, но только не местных жителей; им в этой жизни отводилась одна роль - роль рабов. Но, несмотря на столетия гнета всевозможных "бледнолицых братьев", сегодня местные индейцы относятся к туристам добродушно и доброжелательно.

У черта на рогах

Добраться до места назначения - национального парка Ману - большая головная боль. Сначала летим самолетом из Лимы до Пуэрто-Мальдонадо, потом едем на колоритном раздолбанном грузовичке до лодочной станции, затем полтора часа мчим на моторной лодке до места - эколоджа Reserva Amazonica. По дороге в Пуэрто-Мальдонадо заезжаем на колоритный местный рынок, часть его занимают знахари со своими снадобьями. Район Амазонки считается пристанищем врачевателей нетрадиционной медицины. Говорят, что со всего света сюда везут безнадежных больных. На рынке торгуют змеиным ядом от ревматизма, настойкой из растения копаиба от рака, мазью из желез черепахи от радикулита, соком какой-то редкой лианы для повышения потенции… Находим лекарство буквально от любой хвори, для туристов спеццена - 10 солей за любой пузырек ($1 стоит 3,24 соля), для своих, ясное дело, дешевле.

Наше место жительства - эколодж, несколько бунгало с соломенными крышами, он расположился прямо на берегу реки Мадре-де-Дьос, что означает "река змей". Чтобы ползучие гады не беспокоили постояльцев, трава на территории лоджа коротко подстрижена, а дорожки выложены круглыми деревянными брусками. Здесь все сделано для того, чтобы максимально приблизить человека к природе. В бамбуковых домиках нет стеклянных окон, света (вечером зажигают керосиновые лампы), даже мыло сделано вручную из натуральных компонентов. Правда, удобства в бунгало все же имеются, только вода в душе нагревается от солнца. Над каждой кроватью обязательно висит полог - от летающих паразитов.

Колибри, тарантулы и термиты

Вечером первое знакомство с джунглями под присмотром опытного гида. На пальме рядом с бунгало - гнездо гигантских пауков-тарантулов (спокойно, господа, если не трогать, не кусаются), чуть дальше на дереве большие наросты - дом термитов. Чуть разбиваешь корочку - и многочисленная семейка выскакивает наружу. Термиты - лакомство не только для муравьедов и обезьян, люди тоже уплетают их за обе щеки, вкус - с кислинкой, как у лимонной карамели.

Зажигаем фонарики и медленно продвигаемся в глубь леса, разглядывая незнакомый мир. Вот дерево, которое не обхватишь даже впятером, вот цветы причудливой длинной формы, из них может достать нектар только птичка колибри - ее клювик идеально повторяет форму цветка. А эта пальма "ходит" по джунглям в поиске воды: корни-лианы выступают над землей почти на полтора метра и если случается засуха, то они тянутся к воде и дерево медленно перемещается.

Потрясающий аттракцион для туристов - поход по вершинам деревьев. На высоте 30 м проложена подвесная канатная тропа (целых 400 м). Перебираясь от вершины одного гигантского дерева до другого по качающимся мосткам, можно наблюдать сверху за суетливой жизнью редких тропических птиц и белок.

Там, где много диких обезьян

Соседний с эколоджем остров называется Островом обезьян, причем совершенно диких. Коричневые капуцины рады гостям, но только в том случае, если те принесли что-нибудь вкусное. Гиды кормить обезьян не советуют: поведение диких животных предсказать невозможно, запросто могут укусить. Обезьянки в поисках угощенья ловко запрыгивают на плечи, обвивая тебя хвостом. И вот тут то главное не улыбаться, не показывать зверьку зубы. Широкая белозубая улыбка на обезьяньем языке означает агрессию.

Вечером следующего дня мы с друзьями и другие обитатели эколоджа отправляемся на поиски кайманов. Долго искать не приходится. Спускаешься вниз, садишься в лодку, освещаешь берег прожектором - в зарослях поблескивают глаза, это небольшие крокодилы - кайманы. Один, самый большой, лениво плюхается в воду, а самого маленького можно легко поймать руками.

До озера Сандоваль от лоджа добираемся на перекладных - сначала на моторной лодке, потом пешком по джунглям, дальше на индейской пироге по заросшим лианами протокам. Пальмы вокруг озера растут, что называется, по колено в воде, в их кронах бурлит жизнь - зычно кричат туканы, летучие мыши спят на ветках, удобно устроившись вниз головой. Вдруг из воды около лодки внезапно появляется змеиная голова. Девушки начинают визжать, но гид успокаивает - это всего лишь птица-змея, которая никакой опасности для человека не представляет.

Куй и кока

В Перу нам довелось отведать местный деликатес со смешным названием "куй" - жареную морскую свинку. Зверька в этих местах жарят, тушат, подают к столу целиком или режут на кусочки. По вкусу куй похож на нашего цыпленка табака, только очень старенького и тощенького. Морскую свинку называют еще кроликом Анд. Куй для индейцев не только еда, но часть ритуала, его используют шаманы для своих "медицинских" опытов. Знахарь под заклинания носит зверька вокруг больного, то приближась, то удалясь. После ритуала свинку вспарывают и, как уверяют, на ее внутренних органах отпечатываются все болезни человека. Таким образом, колдун ставит точный диагноз и уж потом прописывает лекарства. Такой вот своеобразный рентген или УЗИ.

Непременный атрибут индейского быта - листья коки. Это для нас зелененький листок, похожий на лаврушку, - воплощение зла, сырье для производства кокаина, а для индейцев он - часть культуры и традиций. Индейцы листья коки жуют, как жвачку, это придает им силы, притупляет голод. Путешественник Америго Веспуччи, увидев индейцев Карибского бассейна, так писал в своем отчете: "У всех островитян раздуты щеки от какого-то зеленого растения, которое они жуют как коровы". А испанские конкистадоры, придя в Куско в 1533 г., сами быстро пристрастились к зеленой жвачке.

Индейские женщины жуют листья коки при родах, чтобы притупить боль. Коку заваривают и пьют вместо чая: это хорошее тонизирующее средство. Индейцы используют коку в ритуалах, гадают на листьях, кладут в гроб покойнику. Когда юноша сватается к девушке, он дарит в подарок отцу будущей невесты листья коки.

Продают коку на рыках (на вес) и в супермаркетах - в одноразовых пакетиках, как чай "Липтон". Туристы пьют чай с удовольствием - экзотика! Те, кто ожидают необычного результата, бывают разочарованы: никакого наркотического опьянения от "мате де кока" не наступает. Чтобы получить один грамм чистого наркотика нелегальным наркодельцам приходится перерабатывать несколько сотен килограммов листьев. А вот на нашей таможне "заметут за провоз наркотических средств" даже за один листок для гербария или в качестве сувенира. Лучше не связываться.

Чем сердце успокоится

Вечером в эколодж приходит шаман-знахарь. С виду это обычный парень в футболке с надписью Asser, но с очень строгим выражением лица. Он гадает туристам на листьях коки, предсказывая судьбу, "выписывает" свои амазонские рецепты.

Для нас гадание на листьях коки - веселая забава. И только наш гид очень беспокоится: "Не смейтесь, это очень серьезно!" Я подсаживаюсь к шаману первой, своей рукой выбираю несколько листиков, и колдун начинает раскладывать их как карты. Один зеленый листок неожиданно улетает далеко вперед.

- Будут проблемы? - волнуюсь я.
- Нет такой проблемы, которую, ты не сможешь решить, - говорит колдун, - потому что ты очень сильная.

Сзади раздаются смешки моих друзей, но смех быстро заканчивается, когда шаман начинает рассказывать нам такие подробности из личной жизни, о которых мы и сами боялись себе признаться. Потом шаман, расспросив о болезнях и проблемах, каждому назначает персональное лекарство. Не забываю про свою многочисленную родню: маме - бутылочка с мутной, но приятно пахнущей жидкостью от мигрени (знахарь советует втирать в кожу головы во время приступов), мужу - амазонский женьшень под названием "мака" для поднятия тонуса, а для любимой (без шуток!) свекрови - змеиный яд от ревматизма. Кстати, в Москве шаманские снадобья прошли на ура, эффект оказался лучше, чем от дорогих аптечных лекарств.

Сама ухожу от шамана с бутылкой настойки из семи корней:
- Если будешь принимать каждое утро по рюмочке, сил прибавится втрое и ни одна хворь тебе не будет страшна, - напутствует знахарь.

Кто б отказался от такого лечения! Все по-нашему: с утра принял - весь день свободен!