Прагматика дальних странствий

На этот раз мы решили не публиковать в разделе, посвящённом круизам, «типовой» справочный материал, а вместо этого обратились с предложением раскрыть тему морских путешествий для широкого круга профессиональных читателей к трём профильным компаниям. Надеемся, что мнения специалистов помогут вам продавать этот весьма выгодный с агентской точки зрения продукт более успешно.

1. Что объединяет туристов, выбирающих круизы? В тоже время, у каждого круизного маршрута — свои особенности, привлекающие путешественников. Расскажите о них.

Ольга Килимник,
генеральный директор компании «Метрополис-тур»
В первую очередь, разумный и взвешенный подход к выбору отдыха.
Что касается особенностей того или иного круиза, то они зависят от его маршрута и сезонности. Есть маршруты с ярко выраженной познавательной направленностью, включающие в себя посещение больших городов и культурно-исторических центров — их выбирают те же туристы, которые «на суше» отправляются в качественные и недешёвые экскурсионные поездки. Есть круизы, удачно перемежающие напряжённый экскурсионный ритм и расслабляющий отдых на знаменитых мировых курортах — ими интересуется более широкий круг отдыхающих. Кроме того, в отдельную группу можно выделить «эксклюзивные маршруты» с посещением, например, Исландии, норвежских фьордов, а также круизы, посвящённые знакомству с древними цивилизациями восточного Средиземноморья. Эта категория морских путешествий — для настоящих путешественников, знатоков, любителей особо ярких впечатлений.

Маргарита Атасунц,
круизный отдел компании «Болеро-тур»
Объединяет морских туристов желание передвигаться из города в город с комфортом — ведь 99% круизных пассажирских лайнеров не уступают лучшим «пятизвёздным» отелям — и по интерьеру, и по уровню сервиса. Кроме того, большинство «круизёров» — большие поклонники «тусовки» на борту, они легко идут на контакт друг с другом и быстро объединяются в компании «по интересам».
Круизные маршруты не поддаются классификации — даже по регионам. Есть, например, круизы по островам Средиземноморья, а есть — по столицам Средиземноморья. Регион одни, а вот направленность путешествий и, соответственно, публика — очень разные.

Оксана Локтева,
Lanta-tur voyage
У круизных программ — достаточно широкая армия поклонников, вовсе не ограниченная только лишь «дорогими» туристами. Ведь многообразие морских маршрутов позволяет охватить все сегменты спроса — и «масс», и «премиум», и «ультра-премуим».
Летние круизы по Средиземноморью благодаря своей сравнительно доступной цене, привлекают широкие слои туристов. Их зимний аналог — круизы по островам Карибского бассейна, имеют несколько более узкую аудиторию из-за своей высокой стоимости, обусловленной дальностью перелёта. В то же время, цена определяет далеко не всё: например, круизы по норвежским фьордам относятся к массовому сегменту, несмотря на то, что выполняются раз в год и стоят немало.
А в круизах на лайнерах класса «премиум» ставка делается не столько на маршрут, сколько на эксклюзивность сервиса: изысканную кухню, роскошные SPA-центры на борту и более «камерную» атмосферу (вместимость кораблей такого класса обычно не более 1000 человек).

2. Какие круизные маршруты пользуются наибольшим спросом? Чувствуется ли сезонность в покупательской активности?

Ольга Килимник
Географические особенности спроса неизменны: из года в год высоко котируется Средиземноморье, как основной круизный регион в летнее время, круизы вокруг Европы и к норвежским фьордам. Мы строим свои программы так, чтобы в самые жаркие месяцы туристы оказывались в северных широтах, а в начале и в конце сезона — возвращались в южные. Практика показывает, что это работает.
Что касается сезонности, то наш потребитель в последние годы значительно расширил рамки отпускных приоритетов — и географические, и временные. Исключительно июль и август перестали быть вожделенным временем отпусков. Весьма популярны майские круизы, а также поздние осенние, позволяющие «продлить» лето.

Маргарита Атасунц
Самым высоким спросом пользуется, безусловно, Европа. Средиземноморье: апрель — октябрь, норвежские фьорды: июнь — август. Дунай: апрель — октябрь, Рейн: апрель — октябрь.
Из экзотических маршрутов Карибский бассейн популярен круглый год, а наибольший спрос на круизы по Юго-Восточной Азии (тоже круглогодичное направление) отмечается с ноября по март. Морские путешествия в Австралию и Новую Зеландию востребованы с ноября по апрель.
Хочу также отметить, что ещё сильнее, чем сезон, на спрос влияет наличие или отсутствие сформировавшихся русских групп. Туристы «подтягиваются» на те даты и на те направления, где уже подобралась «команда» соотечественников.

Оксана Локтева
Для нас в минувшем зимнем сезоне самыми популярными на российском рынке стали ежегодные «событийные» круизы — «Вокруг мыса Горн» и на карнавал в Рио-де-Жанейро.

3. Какие варианты круизов (как по направлениям, так и по продолжительности) предпочитают главным образом «новички», а какие — более искушённые туристы?

Ольга Килимник
В последнее время мы отмечаем «омоложение» круизной публики. В круиз теперь едут не только солидные семейные пары, но и молодёжные компании, а также парочки, желающие провести медовый месяц в романтической обстановке. Вероятно, этому способствует то, что цены на круизы у большинства компаний по-прежнему измеряются в долларах. На фоне «евроцен» сухопутной Европы долларовые морские круизы туда же выглядят привлекательнее.
Тот, кто первый раз едет в круиз, выбирает его по принципу наибольшего количества портов, городов и стран, делая упор на получение максимальных впечатлений. Но если туристы уже бывали в круизах, то им очевидно, что прелесть круизов не только в посещении городов, но и в самом морском путешествии с его великолепным оздоровительным эффектом. И длинный список посещённых портов и «отсмотренных» достопримечательностей для них уже — не самоцель.

Маргарита Атасунц
«Новички» выбирают короткие восьмидневные круизы. Как правило, это реки Европы или Средиземноморье. Опытные «круизёры» больше ценят экзотические направления — Юго-Восток Азии, Австралию. Как правило, это весьма продолжительные путешествия — на 12-21 день. А «Ветераны» круизного движения, которые уже успели очень много где побывать, интересуются Аляской и Галапагосским архипелагом.
Здесь надо добавить, что для искушённых туристов уже становится важен не только маршрут, но и конкретный лайнер. Подчас именно корабль становится для них основным критерием выбора.

Оксана Локтева
Хочу добавить несколько слов о тенденциях развития круизного отдыха в России. Они весьма впечатляющие: за последний год поток морских путешественников из России увеличился почти на треть. При этом наши соотечественники, как правило, бронируют туры только на текущий сезон, в то время как европейцы и американцы делают заказы на год-два вперёд.