Как правильно путешествовать по железной дороге

Поезда подвергались разнообразным усовершенствованиям великое множество раз. Когда-то паровозы — первые локомотивы — питались дровами, потом — углем, позднее их вообще заменили тепловозы. Сегодня место в голове железнодорожного состава занял электровоз. Вагоны хоть внешне изменились не очень сильно, зато содержание их прошло эволюцию от позволения курить прямо на пассажирском месте и не работающих на стоянках уборных до появления кондиционеров и биотуалетов.

Куда важнее, впрочем, что поезда стали преодолевать гораздо большие расстояния за значительно меньшее время. Сейчас речь идет о том, что экспресс Москва — Санкт-Петербург в ближайшем будущем станет покрывать более 700 километров примерно за два с половиной часа. Поезд Москва — Нижний Новгород сможет промчаться 400 верст за полтора часа, а состав Москва — Берлин (расстояние почти 2000 километров), оказывается, в принципе способен доставлять пассажиров на конечный пункт за восемь часов.

На первый взгляд может показаться, что многообразие пассажирских железнодорожных составов образует безликую или даже беспорядочную металлическую массу, разбавленную стеклом и синтетическими материалами. На самом деле на железной дороге традиционно царит, являясь залогом безопасности движения, строжайший порядок.

Железнодорожные составы, предназначенные для перевозки граждан, в нашей стране с учетом скорости и расстояния могут быть пассажирскими, скорыми, скоростными, дальнего следования, местного сообщения, пригородными. Каждый обязательно имеет свой собственный номер. По нему можно узнать, какой это поезд, допустим скорый пассажирский (круглогодичного обращения) или пригородный. Если номер от 1 до 148, значит, вы купили билет на скорый пассажирский (круглогодичного обращения), а если от 6000 до 6999, то вы поедете пригородным.

Фирменные вещи

Фирменный поезд помимо номера имеет еще и название. В проездном документе оно не фигурирует, но узнать его, как правило, труда не составляет: чаще всего это имя крупно выведено яркой краской на стенах всех вагонов "фирмача". По нашей отечественной традиции такой поезд — своеобразная визитная карточка региона, а сие означает, что чистота и комфорт присущи составу в большей степени, чем его скромным собратьям. Чаще всего он связывает разные российские города со столицей, на что указывает название: "Сочи", "Волгоград", "Липецк"... Иногда имя представляет собой что-то абстрактное: "Славянский экспресс" (Москва — Минск), "Столичный экспресс" (Москва — Киев), "Россия" (Москва — Владивосток).

Фирменные поезда отличаются от прочих современным дизайном, большим комфортом, наличием дополнительных услуг. В вагонах таких составов обязательно постелены (должны быть постелены) ковровые дорожки, окна радуют глаз нарядными шторами (с фирменной символикой), а столики в купе покрыты салфетками и "уставлены" чистыми чашками, стаканами, бутылками с минеральной водой, есть здесь и свежие газеты.

Температура в салоне вагона в зимнее время года и в межсезонье по существующему регламенту должна быть плюс 18–22°C, а в летнее — 22–26°C. Большинство таких поездов оборудовано кондиционерами и системами электроотопления, в некоторых предусмотрен выход в Интернет, есть кабельное телевидение. Фирменные поезда формируют из относительно свежих пассажирских вагонов, то есть тех, что колесят по железным дорогам не более 12 лет. В бригаде такого состава — только проводники, прошедшие специальную аттестацию. Кстати, заставить пассажира собрать белье проводник в принципе не может и в обычном поезде. Но в настоящих фирменных об этом даже и не намекнут.

Вагонные споры

Составы, как правило, формируют из вагонов разных типов (это указано в билете): Л — вагон с двухместными купе, К — с четырехместными, П — плацкартный, О — общий, С — межобластной. Несмотря на то что проезд на железнодорожном транспорте в России по-прежнему является одним из наиболее демократичных способов путешествия, многие сегодня возмущены тем, что стоимость места в купе (К) дороже плацкарты (П) примерно в два с половиной раза, а в СВ (Л) — в пять раз. Если речь идет о новых современных плацкартных вагонах (с биотуалетами, электронными табло, размещенными в обоих концах коридора и дающими информацию о названиях станций, температуре воздуха "за бортом" и о том, свободен ли туалет), как, например, в фирменном поезде "Липецк", то по сравнению с ними в купе комфорта, конечно, больше (нет боковых мест), но, в общем-то, ненамного. Цена же при этом увеличивается существенно. Как ни крути, есть в вагоне шторы с фирменной символикой или их нет — пассажирам в принципе все равно, а вот значительно доплачивать за такие штучки редко кому хочется. К тому же в поездах, где "плацкартникам" в туалет надо бы ходить в резиновых сапогах, где из окон сифонит, а кондиционеры отсутствуют, как правило, и состояние купейных и СВ вызывает опасения. Пассажиру следует иметь в виду, что тут многое зависит, конечно, от самого поезда. Есть составы, путешествие в которых одно удовольствие, а есть, наоборот, такие, от пребывания в которых у пассажира возникает одна лишь мысль: "Скорей бы доехать!" О том, какой поезд лучше, а какой хуже, в кассе или справочной вокзала узнать можно далеко не всегда. Железнодорожники вроде бы не обязаны быть в курсе таких "тонкостей". Проинформируют — спасибо, а ответят, что не знают, — останется воспользоваться сарафанным радио. Причем, вполне возможно, альтернативы плохому поезду не окажется. Заметим, далеко не все составы, следующие по территории РФ, обслуживаются РЖД. Достаточно часто не соответствующие высоким международным стандартам поезда принадлежат как раз железнодорожным структурам сопредельных государств.

Сегодня РЖД постепенно сокращают количество плацкартных вагонов, а некоторые пассажирские составы уже давно формируют исключительно из купейных и СВ. В результате билет на рейс малобюджетной авиакомпании (или, к примеру, купленный при распродаже в классической авиакомпании) может стоить столько же или даже меньше, чем место в купе. А уж о времени в пути и говорить нечего: по воздуху добираться в несколько раз быстрее.

В последнее время у РЖД появился серьезный союзник — аэрофобы. Боялись летать самолетом многие и раньше, но сегодня (спасибо теленовостям) таковых граждан, кажется, становится все больше. Российский железнодорожный монополист прилагает заметные усилия, дабы сохранить и приумножить свою клиентуру. Не так давно в некоторых поездах появились женские, мужские и, как вариант, смешанные купе. Пассажиры по собственному желанию могут выбирать, где они хотят ехать. Друг от друга "комнаты", впрочем, ничем не отличаются, а само оформление билета по новой системе не требует каких-либо дополнительных затрат: стоимость проезда такая же, как и в других вагонах равного класса. Удобно? Да, безусловно. Однако известны случаи, когда женщины покупали билет в дамское купе, а оказывались в обычном, смешанном. Почему? Кто ж его знает!

Приобретая билет, следует помнить, что нечетный номер места — это всегда нижняя, более удобная полка, четный — полка верхняя, менее комфортная, хотя многим она нравится: днем никто не мешает на ней лежать — смотреть в окно, читать газету, спать. В плацкартных вагонах начиная с 37-го все места боковые. Такое, да еще верхнее — апогей неудобства. А если оно к тому же ближайшее к заднему тамбуру и туалету, то лучше попросить кассира найти что-то менее экстремальное: то и дело открываемо-закрываемая, стукающая в полку дверь может довести до бешенства человека даже с самыми крепкими нервами.

Что касается такого чисто железнодорожного феномена, как вагон-ресторан, то, казалось бы, чем не замечательная вещь! Под стук колес за окном меняются пейзажи, из колонок аудиосистемы льется расслабляющая классическая музыка, бесшумно снуют обходительные официантки, пассажиры-посетители наслаждаются беседой. На столах, если это завтрак, — только что испеченные круассаны и чашки с ароматным эспрессо, а если ужин, — цветы, изысканные закуски, бордо... Разве может сравниться с подобной идиллией поглощение в самолете безвкусного, как правило, содержимого ланч-бокса, сопровождаемое задеванием локтями соседей-едоков?! Увы, в действительности в вагонах-ресторанах до сих пор можно обнаружить не самые качественные продукты, столкнуться с хамоватыми официантками, норовящими (по старой советской традиции) обсчитать посетителя под звуки "Ласкового мая".

Ситуация, впрочем, меняется в лучшую сторону. К примеру, в некоторых поездах по заказу пассажиров даже готовят детские и диетические блюда, а граждане, путешествующие с детьми, а также инвалиды вправе через проводника вызвать официанта, чтобы заказать завтрак, обед или ужин и вообще все из ассортимента вагона-ресторана. Причем с доставкой (а как вы думали!) в купе.

Сегодня курсирует более сотни вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. Вход в них оборудован подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы. Двухместное купе (для инвалида и сопровождающего) шире стандартного. Чтобы люди с ограниченными возможностями сумели без посторонней помощи пересаживаться в кресло, есть специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируется, и несложно придать ей любое удобное положение. Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом — для чтения пальцами, а также специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Туалет в таких вагонах больше обычного, в нем установлены дополнительные поручни, есть звуковое и световое табло — для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

К сожалению, большая часть вокзалов в России (исключение составляют, пожалуй, только московские) пандусами и лифтами не оборудована. А огромное количество станций по всей стране не имеет высоких платформ. И наконец, более 100 вагонов со специальными инвалидными купе для России, согласитесь, практически капля в море.

Заграница нам поможет

Кажется, значительно лучше в нашей стране на железной дороге дело обстоит с удобствами, особенно когда за них готовы хорошо платить. Уже давно никого не удивляет наличие практически в любом фирменном поезде вагонов повышенной комфортности. В составах Москва — Казань, Москва — Санкт-Петербург ("Красная стрела") и Москва — Берлин они выглядят так: четыре купе, полы с подогревом, в каждом отсеке отдельные душевые и туалетные комнаты. В стоимость проезда в чудо-вагоне помимо оплаты белья, прессы и средств гигиены включены — как если бы вы оказались в пятизвездочном отеле — банный халат и запечатанные в полиэтилен одноразовые тапочки.

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин недавно высказывался в том духе, что восстановление железнодорожного сообщения между Россией и странами Европы станет идеологией компании, а регулярность следования прямых поездов из РФ в Европу и обратно скоро будет обычным явлением. К примеру, количество скоростных поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки к 2010 году увеличится вдвое. Предполагается специально приобрести электропоезда, которые смогут развивать скорость до 220 километров в час. Есть прогресс и на другом направлении. Сегодня РЖД и DB (Немецкие железные дороги) изучают возможность создания совместного предприятия, которое будет заниматься пассажирскими перевозками между Россией и странами Западной Европы.

Из Москвы прямым поездом можно добраться до Варшавы, Берлина, Хельсинки, Братиславы, Софии, Загреба, Праги... Весьма оживленными, в частности, являются маршруты Москва — Хельсинки (фирменный поезд "Лев Толстой") и Санкт-Петербург — Хельсинки (российский "Репин" и финский "Сибелиус"). В "Репине" в вагонах первого и второго классов — по девять купе, в каждом из которых по два и по шесть мест соответственно. Поскольку вагоны переделаны из обычных купейных и кресла тут предусмотрены не были, колени пассажира, сидящего во втором классе, упираются в колени соседа напротив, а спинки и подлокотники в "Репине" очень неудобные. В финском "Сибелиусе" во втором классе все несколько лучше. Там 83 места, кресла размещены парами по бокам от прохода. Расстояние между рядами достаточное. Есть оборудованный "пятачок" для курения. В четвертом вагоне — купе для пассажиров с животными, а в том, который относится к первому классу, шесть купе по шесть мест в каждом, а также переговорная комната на 11 мест и "оазис" для курящих пассажиров.

Не следует, впрочем, думать, что раз состав не наш, значит, он обязательно лучше. В поезде "Влтава", идущем из Москвы в Прагу, чешские вагоны (российские идут только до Бреста) купейные, и рассчитаны они на трех пассажиров. Полки в них расположены на одной стенке друг над другом. Ехать втроем в таких апартаментах не очень удобно. Если разложить сразу три спальных места, то нормально сидеть на нижней полке будет невозможно: слишком низко висит вторая "кровать". Наличие в отсеке умывальника тесноты не компенсирует. И еще. Двери купе — на петлях, а это, как нетрудно догадаться, затрудняет движение по коридору.

В другом очень популярном фирменном международном поезде "Лев Толстой" (он курсирует между Москвой и Хельсинки) есть бизнес-класс — четыре купе на одного и двух человек, а также первый и второй классы. В каждом из таких вагонов соответственно девять двухместных (Л) и столько же четырехместных (К) купе. Есть вагон второго класса, в котором имеется купе для инвалида и его сопровождающего. При этом первоклассные "создания" значительно потрепаннее своих обычных купейных собратьев.

Помимо традиционных комфортабельных вагонов, пригодных для дальних путешествий, РЖД располагают даже такой экзотикой, как храм на колесах. Предусмотрен следующий вариант развития событий. Обвенчавшись в подобной церкви, молодые проводят медовый месяц, путешествуя по железной дороге.

Туризм и отдых